Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

Слайд 24

Слайд 25

Слайд 26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

Слайд 31

Слайд 32

Слайд 33

Слайд 34

Слайд 35

Слайд 36

Презентацию на тему "Социально-личностное развитие дошкольников" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Педагогика. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 36 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Документы, обеспечивающие содержание ФГТ (федеральных государственных требований) по ДОУ:

Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ Минобрнауки РФ №655 от 23.11.2009 года). 2. Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования (проходят согласование). 3. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ, в настоящее время проходит апробацию). 4. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (разрабатывается уполномоченным федеральным государственным органом на основе ФГТ).

Слайд 3

Концептуальные основы ФГТ:

Развивающее образование; единство воспитательных, развивающих и обучающих задач; Научная обоснованность и практическая применимость (соответствие фундаментальным основам возрастной психологии и дошкольной педагогики; культурно-исторический, деятельностный, личностно-ориентирован-ный подходы к развитию ребенка); Интеграция образовательных областей (взаимодействие содержания образовательных областей для обеспечения целостности образовательного процесса); Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса (доступность тем, мотивация); Организация образовательного процесса на адекватных возрасту формах и видах деятельности (ведущий вид деятельности – игра);

Слайд 4

Физическое развитие

Познавательно-речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

Социально-личностное развитие

«Физическая культура» «Здоровье»

«Коммуникация» «Чтение детям художественной литературы» «Познание»

«Музыка» «Художественное творчество»

«Социализация» «Труд» «Безопасность»

Слайд 5

формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

формирование положительного отношения к труду

освоение первоначальных представлений социального характера включение детей в систему социальных отношений

«Социализация» «Безопасность» «Труд»

Слайд 6

Социализация

развитие игровой деятельности детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Слайд 7

Портфолио дошкольника

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Слайд 8

Функции портфолио

диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени; целеполагательная – поддерживает образовательные цели мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты; содержательная - раскрывает весь спектр выполняемых работ; развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году; рейтинговая - показывает диапазон навыков и умений.

Слайд 9

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

Добровольность. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно.. Чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной: - для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д.) - накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например, от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет и т. д.) - тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д. Количество разделов и рубрик, их тематика определяется индивидуально для каждого случая. Весь собранный материал необходимо систематизировать и хранить так, чтобы было удобно его использовать. Структуру и содержание портфолио определяет, либо педагог, либо члены семьи (обязательно учитывать мнение ребёнка) . Систематичность в сборе информации (пополнение и анализ имеющихся материалов; заранее определить периодичность работы (например, не реже 1 раза в неделю, 1 раза в месяц, 1 раза в квартал и т. д.

Слайд 10

Виды портфолио

Электронный портфолио. Это довольно новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов. . Портфолио-раскраска. Этот вид портфолио так же привлекателен для ребёнка. Ведь он сам может раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять информацией. Печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек. .

Слайд 11

«Познакомьтесь со мной». Раздел пополняется данными о рождении, знаке зодиака, информацией, кто из знаменитостей родился в этот день. Можно разместить информацию о том, что означает имя ребёнка. А также генеалогическое древо. «Я расту». Эту рубрику можно подразделить на две: Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах Чему я научился: прописываются умения и навыки, которые ребёнок приобрёл за прошедший год. Например, научился выговаривать звук –р, считать до десяти и т. д. «Моя семья»: помещаются фотографии членов семьи, рисунки ребёнка. Каждое изображение дополняется рассказом. «Мои друзья»: аналогично рубрике «Моя семья» «Мир вокруг нас»: фото или детские рисунки путешествий, семейного отдыха, прогулок, походов. «Золотые ручки». Этот раздел может содержать работы детей, сделанные своими руками или фотографии, если они объёмные. Обязательно прописывается дата, тема работы. «Расскажи обо мне»: рассказы о том, какой ребёнок на взгляд родителей, воспитателя детского сада, друга и т. д. «Размышления вслух»: высказывания детей, интересные речевые обороты, слова, размышления. «Мои достижения»: грамоты, благодарственные письма и т. д

Слайд 12

Алгоритм работы над портфолио

Постановка цели: автору должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио. Определить вид портфолио. Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация. Определить структуру портфолио: количество, название рубрик. Презентация портфолио.

Слайд 13

Слайд 14

Работая над составлением портфолио, родители и ребенок не только поддерживают постоянный интерес к познавательной деятельности. Вместе с этим они приобретают бесценный опыт работы с портфолио, который, возможно, пригодится им уже в начальной школе, а в среднем звене будет просто необходим. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии "ребенок - родители". А работа над его составлением - интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Слайд 15

Безопасность

формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения; передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Слайд 16

развитие трудовой деятельности; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

Слайд 17

Виды детского труда

Хозяйственно-бытовой

Ручной труд Самообслуживание Труд в природе

Слайд 18

организация труда детей в детском саду

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

дежурства (индивидуальные и совместные)

Коллективный труд

поручения (индивидуальные и совместные)

Эпизодические (краткосрочные)

длительные

Отсроченные по времени

По столовой и занятиям

По столовой и занятиям и уголку природы

4-6 детей 6-20 детей младший старший

Слайд 19

виды организации трудовой деятельности в детском саду

Индивидуальный труд

Труд рядом совместный общий

Слайд 20

Слайд 21

Анкета для родителей «Ребёнок дома»

Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно одеваться? Всегда одевается сам Одевается по просьбе взрослого Одевается с помощью взрослого Умеет, но не любит делать это самостоятельно Не умеет Есть ли у вашего малыша какие – либо домашние обязанности (убрать игрущки, расправить постель, расставить чайные чашки и д.р.)? Да Нет Проявляет ли ваш ребёнок желание помочь в каком-либо деле? Да Нет Как вы относитесь к просьбе делать что-либо с вами? Принимаю предложение Иногда разрешаю Отказываюсь от помощи

Слайд 22

Формы работы

Беседа о значении труда дежурных Игра «Какой помощник» На занятиях по лепке, рисованию изготовление подарков для дежурных Совместное изготовление стенгазеты «Мы дежурим» Проведение Праздника дежурных Презентация стенгазеты «Мы дежурим» Вечер-развлечение «Как мы взрослым помогаем».

Слайд 23

«Одним из положений Федеральных государственных требований… является следующее: Программа должна основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса» О.А. Скоролупова, Н.В. Федина ст. «О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании» в рубрике «Федеральные требования. Комментарии» Д.В. № 5, 2010 г., стр.40

Слайд 24

Комплексно-тематическое планирование образовательно-воспитательной работы с детьми позволит повысить качество образовательно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении, сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным, а так же освободить больше времени для детской игры.

Слайд 25

комплексно -тематическое планирование

темообразующие факторы

«заражающие» события

праздники реальные события

воображаемые события

«смоделированные» события

Слайд 26

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения Программы положен примерный календарь праздников, который обеспечивает: социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников; «проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности; поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения Программы; технологичность работы педагогов по реализации Программы (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т. д.); многообразие форм подготовки и проведения праздников;

Программа «Успех»

Слайд 30

1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. 2. Любознательный, активный. 3. Эмоционально отзывчивый. 4.Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. 5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. 6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. 7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе. 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Любознательный, активный

Эмоционально отзывчивый

Самостоятельно выполняет культурно-гигиенические навыки, процедуры и соблюдает правила здорового образа жизни

Проявляет интерес к страноведческим знаниям, национальностям людей. Задаёт вопросы о России, её общественном устройстве, других странах и народах мира, их особенностях. Задаёт вопросы морального содержания. Инициирует общение и совместную со взрослыми и сверстниками деятельность. Организует сюжетно- ролевые, театрализованные, режиссёрские игры

Эмоционально реагирует на окружающую действительность. Сочувствует, сопереживает, сорадуется. Испытывает гордость за достижения отдельных россиян и России в целом, любовь к «малой» И «большой» Родине.

Слайд 32

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

инициирует общение в корректной форме; достигает успеха в установлении контактов со взрослыми и детьми в различных видах деятельности и общении; участвует в коллективных играх и занятиях, соблюдает элементарные моральные нормы и правила поведения; оказывает помощь другому

положительно относится к требованиям соблюдения моральных норм и правил поведения без напоминания выполняет процессы самообслуживания, самостоятельно контролирует и оценивает качество результата соблюдает элементарные правила безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях

устанавливает конструктивные ролевые и реальные социальные взаимоотношения со взрослыми и детьми; умеет планировать свою и общую (коллективную) работу; отбирает более эффективные способы действий.

положительно оценивает себя. Имеет представление о некоторых видах опасных ситуаций способах поведения в них, оказания самопомощи и помощи другому человеку. Имеет представление о различных видах труда взрослых,

способен воспринимать и удерживать составную инструкцию к выполнению познавательной и исследовательской задачи, к выбору способа её выполнения, описывать процесс выполнения задания, проводить его самоанализ, давать самооценку результатов. Умеет действовать по собственному плану.

владеет всеми видами детского труда (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе). Избирательно освоил некоторые виды ручного труда в соответствии с собственными гендерными и индивидуальными потребностями и возможностями

  • Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  • Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  • Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  • Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  • Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.
  • Презентация программы развития личностного потенциала ребенка «Школа возможностей» состоялась на Московском международном образовательном салоне. Проект совместно с экспертами представил исполнительный директор благотворительного фонда «Вклад в будущее» Петр Положевец. По приглашению фонда «Вклад в будущее» в конференции приняли участие представители регионов, которые по итогам конкурса присоединятся к программе в 2019-2020 гг. Что дает программа региональной системе образования? Что лежит в основе её методологии? На каких условиях регион может стать участником программы? На эти и другие вопросы были даны ответы на мероприятии.

    Руководитель программы фонда по развитию личностного потенциала фонда Екатерина Хаустова пояснила особенности ее работы. «Один из принципов – это сопровождение ребенка в течение всей школьной жизни, другой – внедрение в разные слои школьной жизни, будь то предметное преподавание, внеурочная деятельность или допобразование, и третий принцип – формирование конкретной управляемой сферы, где ребенок развивается, учится управлять своим мышлением и эмоциями, взаимодействует с другими людьми», – сказала она.

    «Особенность этой программы в том, что ключевым партнером является учитель. Педагогам уделяется даже больше внимания, чем детям, потому что мы верим, что если учитель не будет знать, куда двигаться, и не определит для себя цели, то ребенок, с которым он работает, также будет потерян».

    Петр Положевец исполнительный директор фонда «Вклад в будущее»

    «Главный вопрос образования – всегда вопрос о смысле, о том, ради чего мы действуем, ради каких ценностей и мотивов. Программа дает ответ на этот вопрос: цель – развитие личностного потенциала».

    Александр Асмолов научный руководитель фонда «Вклад в будущее», академик РАО

    Представитель корпорации «Российский учебник», которая выступила партнером программы, Екатерина Латыпова подчеркнула, что «Школа возможностей» – это комплексный проект, в центре внимания которого личность. «На первом этапе вхождения в программу представляется большая линейка инструментария для каждого участника программы – это учебно-методический комплекс по социально-эмоциональному развитию. Он включает в себя широкую линейку материалов для учителя, ребенка и его родителей. Это рабочие тетради, методические пособия и игровые комплекты», – пояснила она.


    Хаустова добавила, что в четверг стартует конкурс по отбору субъектов РФ для участия в программе, в этом году планируется начать работу с десятью регионами. «Мы планируем до 2023 года выйти с этой программой в 30 регионах», – отметил Положевец.

    Программа «Школа возможностей» соответствует задачам в сфере образования, обозначенным в Указе Президента России №204 от 7 мая 2018 года, а также федеральным государственным стандартам в сфере образования. Программа содействует внедрению компетентностного подхода в образовании посредством создания комплекта учебно-методических решений по развитию и оценке навыков у детей дошкольного и школьного возраста и интеграции их в систему общего образования в 30 регионах к 2023 году.

    Учебно-методические материалы по развитию навыков у детей в детском саду и школе, над которыми ведет работу авторский коллектив корпорации «Российский учебник», объединены в серию «Школа возможностей», которая интегрирует все образовательные продукты благотворительного фонда «Вклад в будущее», направленные на развитие личностного потенциала человека.

    В серию в настоящий момент входят следующие комплексные образовательные продукты:

    1. УМК «Социально-эмоциональное развитие детей» , состоящий из четырех частей по возрастам: дошкольники, младшие школьники, младшие и старший подростки. Комплекс включает методические пособия для учителя в каждой возрастной группе, теоретический курс по основам СЭР для педагогов, папки, рабочие тетради, игровые комплекты, плакаты для детей, дополнительные материалы.

    2. Методический комплекс для педагогов «Когнитивное развитие детей» .

    Запись трансляции будет интересна руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, руководителям региональных институтов развития образования и образовательных организаций.

    Рекомендуем Вопросы:
    1. Теоретические подходы к исследованию проблемы
    развития личности в дошкольном возрасте.
    2. Основные направления развития личности ребенка
    дошкольника:
    а) развитие внутренних этических инстанций
    (морального сознания);
    б) развитие морально-потребностной сферы;
    в) развитие самосознания ребенка.
    3. Половая идентификация как один из механизмов
    развития личности ребенка-дошкольника.

    Теоретические подходы к исследованию проблемы развития личности в дошкольном возрасте в отечественной психологии

    Л.С. Выготский
    Идея системного подхода в развитии личности
    Основные новообразования:
    первые общие представления о природе, о самом себе,
    возникает образ детского мировоззрения;
    у ребенка впервые возникают внутренние этические
    инстанции, как обобщенные представления о нормах
    поведения;
    перестраиваются интересы и потребности ребенка, которые
    начинают определяться смыслом данной ситуации,
    значением, знаниями, которые ребенок вкладывает в эту
    ситуацию.

    А.Н. Леонтьев
    Дошкольное детство – это период фактического
    складывания личности, период развития
    личностных механизмов поведения.
    Основные новообразования:
    соподчинения мотивов (иерархия мотивов);
    произвольность поведения.

    Д.Б. Эльконин
    Для более полного понимания процесса формирования
    личности в дошкольном возрасте необходимо поставить в
    центр рассмотрения вопрос об отношении ребенка и
    взрослого
    В дошкольном возрасте взрослый выделяется как образец,
    впервые возникает возможность действовать и поступать как
    взрослый. Это новое отношение между ребенком и
    взрослым, при котором образ ориентирует действия и
    поступки ребенка, служит основой всех новообразований в
    личности дошкольника.

    А.В. Запорожец показал значение социальных эмоций
    в формировании личности ребенка.
    В младшем дошкольном возрасте они возникают в конце
    деятельности, после совершения поступка.
    В среднем дошкольном возрасте - возникают в процессе
    выполнения деятельности.
    К концу дошкольного детства они возникают до начала
    деятельности, выступая в роли мотивов.
    Основное новообразование – эмпатия (сопереживание,
    сочувствие, содействие)

    Л.И. Божович
    Ею выделены этапы развития личности в
    онтогенезе, которые автор связывает с кризисами
    психического развития
    Основные новообразования:
    ♦ младенческий возраст – аффект окрашенных
    представлений;
    ♦ ранний возраст – система «Я»;
    ♦ дошкольный возраст – внутренняя позиция.

    В.С. Мухина исследовала особенности
    самосознания дошкольников, выявила
    закономерности в его развитии.
    Ею исследовались некоторые механизмы
    развития личности дошкольника
    (идентификация).

    Основные направления развития личности
    ребенка-дошкольника:
    1) развитие морального сознания;
    2) развитие мотивационно-потребностной
    сферы;
    3) развитие самосознания ребенка.

    Развитие морального сознания

    Ж. Пиаже моральное развитие есть процесс
    адаптации ребёнка к требованиям социальной среды
    между интеллектуальным развитием
    ребёнка и развитием у него нравственности
    существует определённое соответствие
    в основе развития познавательной и эмоциональной
    сфер лежит изменение схем поведения.

    Существуют:
    схемы в отношении ребёнка к объектам
    деятельность ребёнка с предметами
    схемы в отношении ребенка к людям
    отношения ребёнка со сверстниками и взрослыми

    Ж. Пиаже выделил две основные стадии в развитии моральных суждений у детей

    Первая – стадия «объективной ответственности»,
    основанная на «моральном реализме»:
    - «парциальность», отсутствие обобщённости;
    - скованность морального суждения внешней стороной вещей.
    Вторая – стадия «субъективной ответственности». Состоит
    в оценке действий на основании мотивов и намерений
    человека, связана со становлением «автономной морали».

    А.В. Запорожец

    Изучал особенности формирования моральных представлений,
    суждений и оценок при восприятии детьми дошкольного
    возраста литературных произведений.
    Младшие дошкольники еще недостаточно осознают мотивы
    своего отношения к персонажам и просто оценивают их как
    хорошего или плохого.
    В старшем дошкольном возрасте дети уже более
    аргументировано подходят к оценке персонажей.
    Переход от немотивированной оценки ребенка в
    мотивированную моральную оценку, связан с развитием у
    детей дошкольного возраста сопереживания и содействия к
    героям литературных произведений.

    Л.П. Князева

    Уровни развития моральных представлений:
    1 – характеризуется тем, что моральные представления детей
    диффузны, малоадекватны, дети недифференцируют одно
    качество от другого, а используют лишь глобальные оценки
    (хороший, плохой).
    2 – характерно выделение 1-2 признаков, т.е. имеет место
    элементарная дифференцировка.
    3 – характеризуется тем, что на этом уровне дети обобщают
    на основе перечисления несколько конкретных признаков.
    4 – характеризуется тем, что ребенок обобщает на основе
    типичного в поведении. Знания детей приобретают характер
    системы.

    Р.Р. Калинина, Н.В. Мельникова

    недостаточный
    уровень развития когнитивного
    компонента нравственного развития
    развитие эмоционального компонента происходит
    вслед за когнитивным, развивается по пути
    расширения круга нравственных понятий и
    ситуаций, к которым проявляется эмоциональное
    отношение
    развитие поведенческого компонента в дошкольном
    возрасте идёт в направлении расширения ситуаций,
    в которых проявляется нравственное поведение, и
    включения более широкого круга людей в этих
    ситуациях

    В дошкольном возрасте развиваются
    следующие потребности:
    в познании,
    в деятельности,
    в общении,
    быть принятыми взрослыми и сверстниками,
    быть признанным и любимым и др.

    В дошкольном возрасте возникают новые, типичные для этого
    возраста мотивы:
    связанные с интересом к миру взрослых;
    интерес к содержанию и процессу новых осваиваемых ими
    видов деятельности (к игре);
    мотивы личных достижений, стремление к
    самоутверждению и самовыражению;
    соревновательный мотив: выиграть, победить;
    познавательные мотивы;
    нравственные мотивы, на основе которых выделяются
    общественные.

    Г.Н. Авхач

    Цель исследования - изучение особенностей
    поведения детей в ситуации двойной мотивации
    Чтобы ребенок смог подчинить мотив «хочу» мотиву
    «надо», педагогу необходимо учесть 2условия:
    замотивировать деятельность ребенка, то есть
    подчеркнуть общественную значимость того, что он
    должен сделать;
    обязательно оценить вместе с детьми то, что сделал
    ребенок.

    Этапы развития самосознания

    I
    этап - 7мес. Ребенок начинает отделять себя от
    окружающих людей. Появляется реакция на чужого
    человека – страх. В этом возрасте ребенок еще не
    отделяет себя от матери.
    II этап - 1г. – 1г. 2 мес. Формируется схема тела.
    Ребенок может показать части тела, которые не
    видит.
    III этап – 1 г. 6мес. – 2 года. Ребенок осознает себя
    субъектом действия, то есть может управлять
    своими действиями.
    IV этап 2 г. – 2 г. 6 мес. Усвоение имени, которое
    приобретает личностный смысл. Ребенок выделяет
    себя как нечто целое, отличное от других, идет
    усвоение местоимения «Я».

    Этапы развития самосознания

    V этап
    - 3 г. Формируется первичная половая
    идентичность. Развиваются первые зачатки
    самооценки.
    VI этап - 4 – 5 лет. Дальнейшее развитие половой
    идентификации, то есть усвоение образцов
    поведения присущих данному полу через
    подражание родителям своего пола.
    VII этап - 6 – 7 лет. В сознании ребенка
    представлены основные звенья структуры
    самосознания: притязание на признание, осознание
    половой принадлежности, осознание себя во
    времени, отношение к своим правам и
    обязанностям.

    Структура самосознания

    В.С. Мухина
    Я
    ПЕТЯ
    имею
    право
    сам
    хочу
    мальчик
    должен
    хороший
    был
    есть
    буду

    Р.Б. Стеркина, Н.Е. Анкудинова

    Для
    детей дошкольного возраста характерна
    завышенная самооценка, которая с возрастом
    становится все более полной, детализированной и
    развернутой.
    Самооценка дошкольника во многом определяется
    характером деятельности, в которой ребенок себя
    оценивает. (Н.Е. Анкудинова)
    Условием развития самооценки у детей является
    наличие обучающей, адекватной и развивающей
    оценки ребенка взрослым.

    Генезис половой идентификации в дошкольном детстве исследовали А. И. Захаров и Н. В. Плисенко

    Период ярко выраженной половой идентификации у
    девочек представлен возрастом от 3 до 8 лет, а у
    мальчиков 5-7 лет.
    Важным условием развития половой идентификации
    выступают эмоционально теплые отношения с
    родителями обеих полов.

    Факторы, которые позитивно влияют на
    развитие половой идентификации:
    позитивная ориентация родителей на пол
    ребенка, их осведомленность в вопросах
    психосексуального развития детей,
    наличие общения, эмоционально-теплых
    взаимоотношений родителей с детьми.

    Факторы, которые негативно влияют на развитие половой идентификации:

    неполная
    семья;
    нарушение половых ролей родителей в семье, когда
    лидером в семье выступает женщина, а мужчина
    теряет авторитет в глазах детей;
    неадекватные установки по отношению к полу
    родившегося ребенка;
    плохие отношения между родителями, наличие
    частых конфликтов негативно сказывается на
    развитии половой идентификации у девочки,
    мальчики индифферентны к таким ситуациям.

    Показатели нарушений в развитии половой идентификации:

    когда в игре ребенок берет на себя роль, характерную для
    представителей другого пола;
    когда на просьбу педагога нарисовать человека, ребенок
    рисует представителя другого пола;
    тематика детских рисунков (если девочка рисует
    строительство, войны – тревожный факт);
    нарушение в поведении детей, когда девочка предпочитает
    общение с отцом и его знакомыми общению с матерью,
    при этом ведет себя как представитель другого пола:
    категорично, решительно, не любит, когда ее обнимают,
    целуют и наоборот;
    когда ребенок в своих фантазиях, сновидениях видит себя
    представителем другого пола.

    Направления работы педагогов по развитию половой идентификации

    общепедагогическое направление – это развитее и
    закрепление общегигиенических навыков, беседы о
    личной гигиене, о здоровье, о гигиене одежды и ухода за
    ней, работа о профилактике раннего детского анонизма,
    регулярная зарядка и т.д.;
    формирование биолого-анатомических представлений о
    человеке: первые представления о двуполости мира,
    уточнение представлений о продлении рода. Нужно
    говорить правду о его рождении, но в каждом возрасте
    своя правда;
    историко-культурное направление – формирование
    нравственных представлений;
    социально-значимое направление (полоролевые игры и
    игры-драматизации – моделируются эталоны
    взаимоотношений в семье).

    Личностные новообразования

    1)
    2)
    3)
    4)
    Внутренние этические инстанции;
    Зачатки миропонимания и перестройка
    интересов (Л.С. Выготский);
    произвольность поведения и соподчинение
    мотивов (А.Н. Леонтьев);
    Самооценка и формирующаяся на ее основе
    «внутренняя позиция» (Л.И. Божович).

    «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на

    Вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним,

    составляющие неотъемлемую часть его»

    В.Гюго

    В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т.п. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Дети- это чудо света, я увидел это сам. И причислил чудо это к самым чудным чудесам В наших детях наша сила, внеземных миров огни. Лишь бы будущее было столь же светлым как они. С. Михалков

    Цель работы: «Развитие эмпатии, то есть вчувствования в эмоциональное состояние». Задачи - формировать у детей представление о себе, своем организме, личностных качествах, развивать чувство самоуважения, собственного достоинства; - учить детей «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи, адекватно реагировать, быть отзывчивыми, пожалеть обиженного, сопереживать и т.д; - обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях; - помогать в основании культуры общения с взрослыми и сверстниками, культуры поведения в общественных местах; - обогащать речь детей вежливыми речевыми оборотами; - помогать в освоении разных форм приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой; - развивать умение элементарного контроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими; - учить конструктивным способам управления собственным поведением (снимать напряженность, избавляться от злости, раздражительности, разрешать конфликтные ситуации). Формы реализации данных задач: - фронтальные и подгрупповые занятия; - индивидуальная работа; - создание предметно-развивающей среды; - работа с родителями Тема: «Социально-личностное развитие дошкольников».

    АКТУАЛЬНОСТЬ В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-личностное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию. Повышение внимания к проблемам социализации связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе. В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей, как грубость, эмоциональная глухота, враждебность, неспособность сочувствовать и т.п. Для детей дошкольного возраста необходимо создавать специальное игровое пространство, в котором бы ребенок мог не просто вступать во взаимоотношения со сверстниками и близкими взрослыми, но и активно усваивать знания, нормы, правила общества, иными словами формироваться как социально- компетентная личность. Для этого в групповой комнате оформлены игровые зоны.

    С целью формирования дружеских взаимоотношений в группе оформлен уголок дружбы. В нём имеется пособие: « Коврик-мирилка », с помощью которого дети учатся выходить из неприятных ситуаций, находить пути решения конфликта. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению, не всегда гладко и мирно, но это путь обучения, иного нет. Неприятные ситуации случаются в любом коллективе и важно научить ребёнка правильно из них выходить.

    «Цветик - семицветик» Обсуждение различных ситуаций, пробуждение эмоциональных переживаний, навеянных обсуждаемой ситуацией, умение делать нужные выводы

    «Уголок настроения» - дети с помощью пиктограмм отмечают своё настроение в течение дня.

    Интересен такой приём как коробочка добрых дел: это накопление детьми сердечек, за добрые дела, сделанные ими в течении месяца. Это может быть: помощь товарищу, воспитателю; выполнение правил поведения в течение дня без замечаний и напоминаний. Данный приём стимулирует детей к выполнению правил поведения, быть вежливыми, трудолюбивыми, чутко относиться к другим людям.

    В групповой комнате оборудованы различные уголки для проведения самостоятельных сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры - помогают детям освоить следующую особенность человеческой деятельности - закрепленность взаимосвязанных систем, целей за носителями определенных профессий.

    Особое значение для социально-личностного развития имеет трудовое воспитание. Важно пробудить у детей желание трудиться, сформировать умение взаимодействовать со сверстниками при выполнении трудовых поручений, развивать умения и навыки в различных видах элементарной трудовой деятельности.

    Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Как в повседневной жизни, так и в специально организованных занятиях, беседах мы работаем над развитием внимания и сопричастности к партнеру. Учим понимать разные эмоциональные состояния сверстника по мимике, жестам, позе. Воспитываем эмоциональную отзывчивость, умение сопереживать, сочувствовать.

    Для работы с детьми подобраны игры: на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста; на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста; на преодоление негативных эмоций, гнева.

    “Комплименты” Цель: развивать умение оказывать положительные знаки внимания сверстникам.

    Игра «Солнечные лучики». Цель: снять эмоциональное и физическое напряжение.

    Настольная игра «Зоопарк настроений».

    Игра «Что такое хорошо? Что такое плохо?»

    «Театр настроения»

    Большой эффект в развитии коммуникационных навыков дает театрализованная деятельность. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

    Ребенок, оказавшийся в позиции актера- исполнителя, может задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это воспринимают люди. Каждый из этих вопросов имеет прямое отношение к ценностно – смысловым компетенциям, на формирование которых оказывают большое влияние художественные произведения, используемые в театрализованных играх.

    Ребенок очень глубоко воспринимает прекрасное – значит, его нужно познакомить с лучшими творениями человека, показать репродукции картин или посетить вместе с ним выставку, музей.

    Экскурсия в библиотеку

    При восприятии произведений художественной литературы, стараемся вызвать у детей чувство сострадания к тем героям, которые нуждаются в помощи или испытывают тревогу, волнение, боль, огорчение, обиду. На материале сказок, рассказов дети учатся оценивать характеры героев, их поступков, понимать, «что такое хорошо и что такое плохо».

    УДИВЛЕНИЕ Важным аспектом в работе с детьми является качественное развитие эмоций. Эмоции играют важную роль в регуляции детской деятельности, в становлении ценностных ориентаций и отношений. Положительные эмоциональные состояния – это основа доброжелательного отношения к людям, готовности к общению. И напротив, отрицательные эмоциональные состояния могут послужить причиной озлобленности, зависти, страха.

    ЛЮБОПЫТСТВО

    Взаимодействие с семьей нашим неизменным помощником в социально-личностном развитии детей является семья. Только в сотрудничестве с близкими взрослыми можно добиться высоких воспитательных результатов. Нетрадиционные досуговые мероприятия с участием детей и родителей; служат развитию навыков в установлении контактов с взрослыми; среда социального развития ребенка обогащается новыми формами отношений с взрослыми. Дети приучаются с уважением относиться к родителям и другим взрослым людям.

    Спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья!».

    Литературная викторина «Кто много читает -тот много знает!»

    Перспектива на будущее Эмоционально-личностное развитие детей является одним из компонентов деятельности дошкольного учреждения, направленной на обеспечение преемственности воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения и школы и облегчение перехода детей к выполнению важной социальной функции – функции ученика. В перспективе я планирую продолжать работу в том же направлении, помогая посредством игры и занятий подготовить детей к следующему шагу в большую жизни – к лучшей адаптации в школе. У меня в планах проводить родительские собрания и консультации для коллег о важности, выбранной мной темы «Эмоционально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста»; подготовить упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы, повышать свой уровень профессиональной подготовки, изучая новые издания, рекомендации, разработки, систематически наполняя свой методический материал.

    «Начала, заложенные в детстве человека, похожи на вырезанные на коре молодого дерева буквы, растущие вместе с ним, составляющие неотъемлемую часть его» В.Гюго


    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Современные комплексные и парциальные программы социально-личностного развития детей дошкольного возраста Выполнила Бушаева М.В.,

    Социально-личностное развитие социальный - относящийся к обществу, связанный с жизнью и отношениями людей в обществе; личностный – относящийся к личности, к субъекту; развитие – процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное

    Социально-личностное развитие реализуются через образовательную программу - документ, указывающий цели, содержание дошкольного образования, виды деятельности детей, представленность компонентов социального опыта, его распределение по разделам программы и возрастам

    Программы комплексные (общеразвивающие) включают все основные направления развития ребёнка, содействуют формированию различных способностей, становлению специфических видов детской деятельности парциальные - (специализированные, локальные) включают одно или несколько направлений развития ребёнка

    Программа «Радуга» Авторский коллектив лаборатории дошкольного воспитания НИИ Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др. Предназначена для работы с детьми от 2 до 7 лет. Раздел «Социально-личностное развитие» отсутствует; задачи по социально-личностному развитию детей частично интегрированы в другие разделы. это не позволяет решить весь комплекс задач, определённых по данному направлению проектом ГС ДО. программа не предполагает отслеживание уровня социально-личностного развития ребёнка.

    Программа «Детство» Авторский коллектив преподавателей кафедры дошкольной педагогики РГПУ им. А.И.Герцена. Программа ориентирована на социально-личностное развитие ребенка, воспитание позитивного отношения к окружающему миру. Раздел: «Ребёнок входит в мир социальных отношений», подраздел «Отношение ребёнка к самому себе» (самопознание). .

    Программа «Детство» Четкая формулировка задач для каждой возрастной группы. Описаны три уровня социально-личностного развития детей каждого возраста (низкий, средний, высокий). Задачи раздела чётко сформулированы, определены для каждого возраста и соответствуют проекту государственного стандарта дошкольного образования по разделу «Социально-личностное развитие ребёнка. 6 занятий в месяц с детьми по разделу «Социальный мир» (в отличие от других программ). Подробные методические рекомендации для педагогов к работе по социально-личностному развитию ребёнка

    «Истоки» Авторы: Т.И.Алиева, Т.В.Антонова, Е.П.Арнаутова и др. «Социальное развитие»: перечень последовательно усложняющихся задач и условий работы по формированию у ребенка навыков общения с взрослыми и сверстниками; формирование у ребенка положительного отношения к себе; три уровня социально-личностного развития детей каждого возраста (низкий, средний, высокий);

    «Истоки» разнообразные виды детской деятельности как важные условия возникновения социальных эмоций и мотивов, способствующих налаживанию межличностных отношений; методические рекомендации для педагогов к работе по социально-личностному развитию ребёнка; «Мир, в котором мы живём»: формирование у ребенка чувства принадлежности к определенной культуре, культурам других народов, сопричастности событиям, происходящим в стране, городе, поселке.

    «Сообщество» Авторы: Кирстен А. Хансен, Р.К. Кауфманн, К.Б. Уолш. Особенности: - Ориентация на конкретного ребенка. - Раздел «Философия программы»: общие задачи социально- личностного развития. Деятельность детей осуществляется в центрах активности: «Сюжетно-ролевая игра», «Строительство», «На открытом воздухе» .

    «Сообщество» - Основные ориентиры по возрастам размещаются в схеме нормального развития. - Особое выделение социальных навыков. Методические рекомендации для педагогов по социально-личностному развитию ребёнка. Программа предполагает творческое использование.

    «Я, ты, мы» Авторы: Р.Б. Стеркина, О.Князева. Цель: формирование эмоциональной сферы и развитие социальной компетентности ребенка. Комплекс образовательных задач, связанных с воспитанием нравственных норм поведения, умения строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, уважительного отношения к ним, достойного выхода из конфликтных ситуаций, в себе, умения адекватно оценивать собственные возможности.

    «Я, ты, мы» Разделы: «Уверенность в себе»; - «Чувства, желания, взгляды»; -«Социальные навыки». Предлагает вариативные сценарии занятий с использованием комплекта учебно-наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.

    «Я – человек» Автор С.А.Козлова. Цель: приобщение ребенка к социальному миру. Разделы: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые», «Человек-творец», «Земля – наш общий дом». Содержит: требования к уровню усвоения по разделам, методические рекомендации, рабочие тетради для детей. Предназначена воспитателям и родителям.

    « Моральное воспитание» Авторы: С.Якобсон и др. Дополнение к программе «Радуга». Цель: освоение различных способов разрешения конфликтных ситуаций, развитие умений устанавливать контакты, развитие положительного отношения ребёнка к себе. Программа содержит методические рекомендации для воспитателей..

    «Открой себя» Автор Е.В. Рылеева. Цель: индивидуализация личностного развития детей двух - шести лет и неразрывно связанной с ней задачей развития самосознания у дошкольников средствами речевой активности Адресована:воспитателям ДОУ, педагогам ОУ типа «Начальная школа - детский сад», психологам, гувернерам, родителям. Основа программы - принципы гуманистической психологии и строящаяся на них авторская технология, позволяющая персонализировать образовательное содержание, сделать его более гибким, адекватным запросам и интересам детей с разным уровнем развития личности и способностей.

    «Открой себя» Охватывает ведущие направления государственного стандарта дошкольного образования. Имеет: блочное строение («Я такой», «Мир людей», «Мир нерукотворный», «Я могу») ; концентрическую компоновку учебного материала; возможность активного включения в педагогический процесс родителей воспитанников. наличие списка литературы для подготовки воспитателей к занятиям и книгами, в которых содержится система развивающих занятий для родителей с детьми и методические рекомендации по их выполнению.

    При выборе образовательных программ для обеспечения социально-личностного развития необходимо ориентироваться на ребенка, на его полноценное развитие, на желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям.