Данная форма не даёт возможности определить:

  1. Число;
  2. Время.

А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:

  • Что делать? (Печатать, есть, смотреть, любить, мечтать);
  • Что сделать? (Напечатать, съесть, посмотреть, полюбить, помечтать).

Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:

  1. Переходность:
    1. Переходные обозначают тип действия, направленное на конкретный предмет. Пример: «Необходимо прочитать текст пять раз.» Здесь присутствует дополнение «текст», которое отвечает на вопрос «что?».
    2. Непереходные обозначают действие, которое замкнуто само в себе и не направлено на какой-то другой предмет. Пример: «Кот любит спать.» Невозможно подобрать дополнение к слову «спать», отвечающее на вопросы «что?» или «кого?»
  2. Вид:
    1. Несовершенный — действие, которое ещё происходит не зависимо от времени, и не имеющее завершенности (читать, поступать, гулять).
    2. Совершенный — действие, которое имеет уже результат (прочитать, сжечь).
  3. Возвратность:
    1. Возвратные — глаголы, у которых есть на конце постфикс «-ся» (отдышаться, заниматься). Они обозначают действия:
      1. с возвратным значением, направленное на субъект действия (бриться, одеваться, мыться);
      2. с взаимным значением, выполняемое несколькими субъектами и направленное на каждого из них (обниматься, ссориться, здороваться, целоваться, обниматься);
      3. самопроизвольного характера (Дверь может открываться);
      4. постоянного характера (Собака может кусаться);
      5. в интересах субъекта (укладываться спать);
      6. внутри субъекта, его моральное или физическое состояние (смеяться, торопиться, разочароваться, веселиться, огорчиться).
      7. страдательного характера (Дом построить надо к ноябрю).
    2. Невозвратные — глаголы без постфикса «ся» (рисовать, решить).
  4. Спряжение:
    1. 1 спряжение определяется окончаниями «еть», «оть», «ать», «ять», «уть» (стоять, летать, лаять).
    2. 2 спряжение определяется только окончанием «ить» (клеить, белить).
    3. Поставить глагол в начальную форму можно тремя способами с помощью:
  1. суффикса «ть» — если основа глагола оканчивается на гласную букву (летать, бежать, смотреть, сидеть; исключения — грызть, класть);
  1. суффикса «ти» — если основа глагола оканчивается на согласную букву (нести, везти, приобрести).
  2. «чь» — при чередовании в корне глагола с буквами «г», «к», «х» (стерегут — стеречь, берегу — беречь, пеку — печь).

В предложении начальная форма глагола может быть:

  • Подлежащим — в начале предложения. (Выбрать правильную дорогу — это трудное дело.)
  • Составным сказуемым — вместе со вспомогательным глаголом (Я начинаю волноваться.)
  • Сказуемым — в безличных предложениях (Рано стало темнеть.)
  • Несогласованным определением — если рядом есть существительное с отвлеченным значением. (Мама бы поняла мое желание купить эту книгу.)
  • Дополнением — когда действие субъекта направлено на действие другого лица. (Домашние животные учат детей ответственно относиться к живым существам.)
  • Обстоятельством — если после глагола, который обозначает движение можно поставить «чтобы» (Ваня встал рано утром посмотреть рассвет).


















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

1. Образовательные

  • познакомить учащихся с особенностями глаголов неопределенной формы;
  • формировать умения находить неопределенную форму глагола;
  • учить образовывать неопределенную форму с помощью вопроса.

2. Развивающие

  • развивать умения самостоятельно формулировать выводы на основе своих наблюдений и сравнений;
  • развивать орфографическую зоркость, внимание, память;
  • развивать речь, логическое мышление, творческие способности учащихся.

3. Воспитательные

  • воспитывать культуру учебного труда;
  • воспитывать устойчивый интерес к изучению предмета, любовь к родному языку, истории;
  • воспитывать чувства товарищества и взаимопонимания.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Беседа

Слайд 1

– У всего ли есть начальная форма, начальное состояние?

– А нам нужно знать начальную форму предмета, его содержание? Зачем?

– А у слов есть начальная форма?

– Какая форма является начальной для существительного?

– Какая форма является начальной для прилагательного?

– А для чего нам нужно знать начальную форму существительных и прилагательных?

– В словарях слова даются в какой форме?

– А у глагола есть начальная форма?

– Поиски ответа на вопрос: что такое начальная форма глагола и зачем нужно ее знать, и будут темой нашего сегодняшнего урока. Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока «Начальная форма глагола».

III. Актуализация знаний о глаголе

Слайд 2

– На прошлых уроках мы с вами начали изучение глагола как части речи. А как хорошо вы усвоили уже изученный материал, нам поможет узнать небольшой опрос, в котором вы все сможете показать свои знания. На экране будут спроецированы утверждения, а вы, при помощи сигнальных карточек, должны их подтвердить или опровергнуть. Если вы согласны с утверждением, показываете белую сторону карточки, если нет – красную. Готовы? Тогда приступим:

  • Глагол обозначает действие.
  • Глагол отвечает на вопросы какой? чей?
  • Глаголы спрягаются.
  • У глагола 3 спряжения.
  • Глаголы изменяются по временам.
  • Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам.
  • Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.
  • Глаголы изменяются по падежам.
  • Глаголы изменяются по числам.
  • Глаголы чаще всего в предложении являются дополнением.
  • Глагол имеет начальную форму.

– Сейчас каждый из вас понял, кто хорошо усвоил изученную тему, а кому предстоит еще поработать, чтобы в следующий раз оказаться на высоте.

IV. Постановка учебной задачи

Слайд 3

Прочитайте спроецированные на доске слова:

Оч ..ртил , выд ..ржал , угр ..жают , заш ..гает , ст ..мнеет , сб ..гут , р ..шить , вып ..чь , прив ..зти .

Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание (1 человек, работа на ИД).

Что объединяет все эти слова? Найдите в них общее. (Все слова - глаголы, все слова имеют безударную гласную в корне, которую можно проверить ударением.)

Какие можете назвать различия между этими словами? (Число, с приставками и без приставок, время.)

На какие группы вы могли бы разделить эти слова? На какой признак при этом вы будете опираться? (По признаку времени; с приставками и без; начинается слово на гласный или согласный.)

Слайд 4

Не будем забывать, что мы все-таки изучаем глагол. Поэтому я попрошу вас распределить данные слова по трем группам, опираясь на признак времени. (Работа с ИД, 1 человек к доске.)
п. в. н. в. б. в.

Какая перед нами возникла проблема?

Почему глаголы « решить, выпечь, привезти» оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.

А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)

Мы будем исследовать на уроке глаголы, у которых нельзя определить время и число, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. В лингвистике такие глаголы имеют 3 названия

Слайд 5

Какое из этих названий вам незнакомо?

Инфинитив – лат. слово "неопределённый".

Почему эта форма глагола называется неопределённой?

Если у этих форм глагола ничего нельзя определить, зачем же нам ее нужно знать? Может быть, все же какие-то сведения о глаголе нам может сообщить неопределенная форма? (По начальной форме мы определяем спряжение глаголов.)

А зачем знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.)

V. Изучение нового материала

Чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов? (Вопросами)

На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?

Слайд 6

1. Первичное закрепление.

Мы достаточно много уже узнали о глаголах начальной формы. Пришло время показать свои знания на практике. Поможет нам в этом игра «Самый внимательный».

Слайд 7

На экране вы видите слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача – выписать только глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

Ходить , ходит, кость, косит, косить , кровать, нести , носят, носить , скатерть, стричь , плести , кости, ногти, везти , грусть, лошадь, медь, стеречь .

Приведите свои примеры глаголов начальной формы.

Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в начальной форме. Назовите их.

На что оканчиваются глаголы в начальной форме? (Имеют окончания - ти, - ть и оканчиваются на – чь. )

Кто попробует сделать вывод?

Откройте учебники на стр. 247, прочитайте вывод.

VI. Физкультминутка

Слайд 8

Пришло время немного отдохнуть. Впереди нас ждет физкультминутка. Но сегодня она будет необычной: раз мы изучаем начальную форму глагола, то и наш физрук будет вам подавать команды, используя только эту форму глагола. (Сесть-встать, наклониться-выпрямиться, вдохнуть-выдохнуть, зажмуриться, помахать и т. д.)

VII. Закрепление изученного

Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.

Слайд 9

1. Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке).

  • Оказать помощь – помочь
  • Очищать пол от сора – подметать
  • Вести наблюдения – наблюдать
  • Давать совет – советовать
  • Покрываться цветами – цвести
  • Принимать решение – решать
  • Готовить пироги – печь

Слайд 10

2. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы (1 человек у доски). Выделите окончания в глаголах.

  • Зарубить на носу - запомнить
  • Клевать носом - дремать
  • Пропустить мимо ушей - прослушать
  • Вставлять палки в колёса - мешать
  • Делать из мухи слона - преувеличивать
  • Обвести вокруг пальца - обмануть
  • Держать язык за зубами – молчать
  • Бить баклуши – бездельничать
  • Витать в облаках – мечтать
  • Дрожать как осиновый лист – бояться
  • Водить за нос – обманывать

Слайд 11

3. Теперь вы будете образовывать глаголы начальной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)

Память, полет, сбор, гордость, слава, радость, удивление.

(Помнить, полететь, собирать, гордиться, славить, радоваться, удивляться.)

– Ребята, за окном – начало апреля, буквально через несколько дней мы будем вспоминать об одном событии, которое круто изменило мир. Скажите мне, пожалуйста, чем знаменито 12 апреля? (В 1961 г. в этот день человек совершил первый полет в космос.)

– Постарайтесь объединить слова, получившиеся в результате выполнения этого задания, в одну тему и написать небольшой текст: «Первый полет в космос». Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)

Слайд 12

В это время «слабые» ученики выполняют упражнение 624.

Возможный вариант текста :

День 12 апреля 1961 года люди будут помнить всегда. В этот день впервые человек полетел в космос. Этим героем оказался Ю. Гагарин. Все жители нашей страны собрались у радиоприемников. Все радовались и удивлялись этому событию. Но каждый житель нашей страны гордился своим соотечественником и славил имя Ю. Гагарина.

VIII. Об употреблении глаголов начальной формы

– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие читать». Автору неважно, кто умеет читать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно, когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем читать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение. Поэтому глаголы в начальной форме чаще всего используются в инструкциях, при составлении планов действия чего-либо.

Слайд 13

Вот мы с вами и попытаемся сейчас составить небольшую памятку-инструкцию, помня которую вы уже с утра получите заряд бодрости и хорошего настроения. Ваша задача - глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы (устно).

Полезные советы.

Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

IX. Контроль усвоения знаний

Слайд 14

Вы хорошо поработали, теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Я предлагаю вашему вниманию несколько предложений. Давайте прочитаем их.

Как видите, каждое предложение имеет порядковый номер. Ваша задача – выписать номера только тех предложений, в которых есть глаголы в неопределенной форме.

  1. Ю. А. Гагарин родился 9 марта 1934 года.
  2. Он окончил Саратовский индустриальный техникум и одновременно школу аэроклуба.
  3. После окончания Чкаловского военного авиационного училища летчиков ему довелось служить в авиационных частях.
  4. В отряд космонавтов смог попасть во время первого набора в 1960 году.
  5. 12 апреля 1961 года Гагарин совершил первый в мире полет в космическое пространство на корабле «Восток».
  6. Продолжительность полета – 108 минут.
  7. Корабль сделал один виток вокруг Земли.
  8. Космонавт должен был

Для правильного правописания глаголов в русском языке важно уметь определять их начальную форму.

Глагол – это часть речи, обозначающая какое-либо действие или указывающая на состояние.

Начальная (неопределенная) форма – это особый грамматический вид глагола, инфинитив, и он выделяется среди остальных частей речи. Инфинитив отвечает на глагольные вопросы что делать? что сделать?.

Название этой части речи (инфинитив) берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый». Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Ситуация схожа с существительными и их начальным видом именительного падежа, который всегда приводится в толковых словарях.

Если задать эти вопросы (что делать? что сделать?) к любой форме действия, то можно получить начальный вид, который и будет считаться неопределённым или нулевым.

Обычные глаголы можно спрягать по лицу и числу, времени, наклонению. Суть в том, что по инфинитиву нельзя определить ни время, ни число, ни любую другую грамматическую категорию взятого глагола (например, он рубит (н.в, ед.ч.), что делать? – рубить (?, ?.). Всегда неопределенный вид оканчивается на –ть , -ти или –чь .

Определение начальной формы глагола

У любого глагола, указывающего на совершения действия или на состояние, можно выделить неопределенную форму, например:

  • Плыл (что делал? ) – плыть (что делать? ) ;
  • Идешь (что делаешь? ) – идти (что делать?);
  • Ударю (что сделаю? ) – ударить (что сделать? ) ;
  • Приветствую (что делаю? ) – приветствовать (что делать? ).

Определить начальную форму глагола не сложно, достаточно лишь задать один из указанных вопросов к слову. Также на неопределенность указывает окончание (-ть , -ти ). Например:

  • Приду — прийти ;
  • Пришью – пришить ;
  • Бегу – бежать ;
  • Читает — читать ;
  • Дает – дать ;
  • Пишет – писать .

Стоит отметить, некоторые из глаголов совсем не имеют (нулевое) окончания (они оканчиваются на –чь ), например:

  • Бережем – беречь (корень, нет окончания);
  • Привлекает – привлечь
  • Прилег – прилечь (приставка, корень, нет окончания);
  • Печем – печь (корень, нулевое окончание).

Также нужно уделить особое внимание некоторым нулевым глаголам, у которых в корне слова пишется буква «Й». Например:

  • Обошел – обой ти;
  • Зайдем – зай ти;
  • Перешли – перей ти;
  • Выйдем – вый ти.

Примечательно, что инфинитив может отвечать на два вопроса. Подобное разнообразие говорит о разных лексических видах слова, которые называются совершенной и несовершенной формой. Вид говорит о соответствии действия с пределом (происходит в начале или в конце). Например, несовершенная форма действия не ограничивается какими-либо рамками. Это постоянное действие, которое периодично повторяется (например, есть, бить, спать, гадать – что делать? ). Совершенная форма указывает на действие, которое было окончено, но сохранило итог к моменту разговора (например, проплыть, проспать, пойти – что сделать? ).

Для чего нужен инфинитив в глаголах?

Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:

  • Строишь или строешь ;
  • Клеит или клеет ;
  • Здоровеем или здровоеим .

Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.

Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:

  • Клеить – клеил;
  • Посеять – посеял;
  • Ненавидеть – ненавидел.
  • Зависеть – зависел.

Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:

Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).

Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях.


Морфологические характеристики инфинитивной формы глаголов в русском языке

Неопределенные глаголы нужны для обозначения действия или состояние того, о чем говорится. При этом они не имеют каких-либо изменяемых характеристик, которые присущи другим частям речи и формам. Инфинитивы получили только незыблемые морфологические определения:

  • Возвратность.
  • Спряжение и переходность.

Рассмотрим предложение: Они начали понемногу зажигать огни. Выделим морфологические характеристики на примере начальной формы «зажигать».

Зажигать – отвечает на вопрос что делать?

  • Это глагол, указывающий на действие;
  • Форма инфинитив;
  • Несовершенный вид;
  • Невозвратный;
  • Непереходный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение – часть составного глагольного сказуемого «начали зажигать».

Рассмотрим другое предложение: В ней жила мечта освободиться из плена.

Освободиться – отвечает на вопрос что сделать?

  • Глагол, указывает на какое-либо действие;
  • Форма инфинитив;
  • Совершенный вид;
  • Непереходный;
  • Возвратный;
  • Первое спряжение.

Синтаксическое назначение – несогласованное определение.

Важно помнить, что начальная форма глагола отвечает на вопросы «что делать? что сделать?» и может являться любым членом в предложении.

Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»

Тема урока : Начальная форма глагола

Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна

Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.

Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.

2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .

Формирование УУД .

Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.

Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.

Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.

Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Заливается звонок,

Он зовёт нас на урок .

Будем все внимательны,

Прилежны и старательны!

1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1

2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .

II.Актуализация знаний.

1. Фронтальный опрос.

Что такое глагол ?

Изменяется ли глагол по числам ?

Какие три времени имеет глагол ?

Как называется глагол на тувинском языке ?

Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?

Как изменяются глаголы на тувинском языке ?

2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)

А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .

Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .

Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .

III. Новая тема.

1. Работа по таблице.

Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.

Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)

Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.

IV. Закрепление новой темы.

Читайте действия и выполните движения. слайд 3

1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .

Что делать? Что сделать?

тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать

я должен (должна) решать решить

Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?

2. Составление диалогов по образцам. слайд 5

3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6

V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.

Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?

На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?

Назовите окончания глаголов неопределённой формы .

Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.

Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.

Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.

Выставление оценок учителем.

Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.

Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57

Публикации по теме:

«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.

Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.

Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.

Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.

Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.