март
2016

Прямая трансляция высадки на Луну велась по всему миру, за исключением СССР и КНР. Широко распространена легенда, которую изложил советский журналист и популяризатор науки Ярослав Голованов в своей книге «Правда о программе Apollo». Он писал: «Поздно вечером 21 июля 1969 года по Центральному телевидению, если мне не изменяет память, демонстрировали кинокомедию «Свинарка и пастух». В это время всё человечество, затаив дыхание, следило за первой высадкой землян на Луну. Мы проявили тогда неуважение не к астронавтам, не к стране их пославшей, а к себе...». Но в этот момент, 5:56 утра по московскому времени, Центральное телевидение СССР вообще не вело передач. В то время трансляция начиналась только в 8 утра.

Но он сигнализировал о прибытии в Хьюстон, как правило, сообщение об этом факте. Хьюстон, база спокойствия здесь. «Как я?» - спросил Армстронг. У тебя все в порядке, - сказал Олдрин. Когда он направился по лестнице. «Я стараюсь не запирать его на выходе».

Космонавт Аполлона-11 Нейл Армстронг на лунной поверхности

Это хорошая мысль, - сказал Армстронг.














Толпа наблюдает за тем, как экипаж «Аполлона-11» садится на луну на гигантских видеоэкранах в Центральном парке в Нью-Йорке.


В аэропорту Кеннеди толпа наблюдает за астронатами на гигантском экране




«Разве это не забавно?» - спросил Армстронг.

Взлетная ступень лунной кабины с двумя космонавтами на борту стартовала с поверхности Луны.

Это произошло в 20 часов 54 мин. по московскому времени. После выхода на орбиту Луны и маневрирования кабина должна перейти на орбиту основного блока "Аполлона-11" и провести с ним стыковку.

Расчетное время стыковки- 00.26 мин. 22 июля 1969 г. (время московское).

Скалы довольно скользкие, - сказал Олдрин. Просто бесполезно ходить. Армстронг, совершив огромные, изящные шаги, осмотрел лапы и ноги лунного модуля, чтобы убедиться в отсутствии повреждений. Вы нашли кого-то, - спросил Армстронг. Взяв первый образец из двух фунтов, Армстронг сказал, что он столкнулся с очень твердой поверхностью прямо под порошкообразной верхней почвой. «Но это, кажется, очень сплоченный материал того же рода».

Это другое, но очень красивое. На мемориальной доске были подписи трех космонавтов и президента Никсона. Прогулка космонавтов на Луне, подчеркнутая, когда они подняли американский флаг, почти затмили их более ранний подвиг приземления на лунную поверхность.

В 15 часов 11 минут по вашингтонскому времени в воскресенье 20 июля космонавты Нейл Армстронг и Эдвин Олдрин отделили лунный отсек от командного отсека, в котором остался Майкл Коллинз, и начали самостоятельный полет.

Примерно через 56 минут они включили тормозной двигатель и перевели лунный отсек на траекторию к месту посадки. Началась одна из ответственнейших фаз программы полета "Аполлона-11".

Эпический момент наступил после того, как Армстронг и Олдрин вылетели из Орла из Колумбии, командного корабля «Аполлон-11», пилотируемого Майком Коллинзом, и начали вниз. У Орла есть крылья, - сказал Армстронг. Армстронг сказал, что Орёл прошел мимо кратера с футбольным полем, ощетинившегося большими валунами и скалами, которые были бы опасны.

Армстронг внутри лунного модуля, находясь на лунной поверхности










Олдрин-младший, пилот лунного модуля, спускается по лестнице Лунного модуля, когда он готовится идти по Луне.





Контроллер Земли сказал, что точка приземления, хотя она находится примерно в четырех милях к востоку от запланированного пункта, хорошо соответствует правилам безопасности, изложенным в правилах миссии.

Даже глядя на экран телевизора, ощущаешь напряжение, охватившее космический центр в Хьюстоне. Лунный отсек быстро снижается. Он летит сперва как бы на животе, стальными паучьими ногами вперед. Космонавты лежат в своей нише лицом вниз. Затем кабина постепенно принимает горизонтальное положение. Космонавты сообщают, что на борту все идет нормально. Связь с ними не прекращается. Слышен далекий голос Армстронга:

Простые научные опыты, которые понравятся вашему ребенку

Пилот сказал, что он должен был захватить компьютер с автоматическим таргетингом за последние 150 футов и летать вручную над полем скалы, чтобы найти достаточно хорошую область. «Похоже, что есть коллекция почти всех разновидностей формы, угловатости и любого разнообразия скалы, которую вы могли бы найти», - сказал Олдрин. «Цвет темный, и он меняется в значительной степени в зависимости от того, как вы смотрите на него».

Олдрин продолжил: Похоже, что вообще не существует общего цвета, и похоже, что некоторые из камней и валунов, из которых довольно много в ближайшей области, выглядят так, как будто они идут иметь для них интересные цвета. Все руководители сообщили, что во всех отношениях «Охота» для «Орла» было все равно, и астронавтам было дано разрешение на пребывание не менее 10 часов.

- Снижаемся в соответствии с планом. 20 километров до поверхности Луны... 18... 15...

До посадки остается несколько минут.

- Тысяча футов! - восклицает контролер на командном пункте в Хьюстоне. - 1500 футов!.. 100 футов!..

- Осталось 40 футов, - сообщает из лунного отсека Армстронг. - Двигатель поднимает с поверхности Луны клубы пыли. Видим собственную тень.

Это был момент веков в долгой истории изучения человека, его вечный поиск, чтобы исследовать новые миры. Это была кульминация веков мечтаний, веков науки, веков веры и медленных и мучительных шагов человека к раскрытию секретов его вселенной. Это был кульминационный момент американской мечты, вызов нации, чтобы она была первой в области космоса, чтобы первыми посадить человека на Луну и сделать это до конца этого десятилетия. Это было сделано почти шесть месяцев, чтобы сэкономить.

Роджер, понимай, - ответил Армстронг, не вызывающий нервозности голос. Оба автомобиля выглядят очень хорошо, - сказал контроль земли. В этот момент Аполлон 11 пронесся позади луны в 12-й раз, так как астронавты вчера вылетели на лунную орбиту и начали готовиться к посадке вниз.

Как их встретит Луна? Не завалится ли набок лунная кабина? Приборы в Хьюстоне регистрируют пульс космонавтов: у Олдрина 130 ударов в минуту, у Армстронга - 150.

- Двигатель выключен! - Слышен заметно взволнованный голос Армстронга. - Садимся!

Наступает пауза. Стрелка часов показывает четверть пятого (вашингтонское время).

Аполлон-11 находился на около круговой орбите около 70 миль над рядами отмеченных, бесплодных участков луны. Келдыша, сообщив, что Луна-15, беспилотный космический корабль, поддерживающий компанию «Аполлон-11», снова изменила свою орбиту вокруг Луны. С. никогда не приземлялся на луну.

После того, как миссии Аполлона закончились в семидесятые годы, почему мы не вернулись? Теоретики заговора указали, что, когда первая посадка на Луну была показана на живом телевидении, зрители могли ясно видеть, как американский флаг размахивал и трепетал, когда Нил Армстронг и Базз Олдрин посадили его. Фотографии приземления также, похоже, показывают рябь на ветру, например изображение, на котором ясно видно складку в флагом. Очевидная проблема здесь в том, что в атмосфере Луны нет воздуха, и, следовательно, ветра не должно вызывать удар.

- Алло, Хьюстон! Говорит база Море Спокойствия. "Орел" (кодовое название лунного отсека) сел!

- Вы заставили всех в Хьюстоне позеленеть от волнения, - отвечают с Земли. - Теперь мы перевели дух. Сообщаю, что теперь здесь у всех на лицах улыбки.

- Учтите, на Луне тоже две улыбки,- шутит Армстронг.

- Не забудьте еще одну в космосе,- доносится голос Майкла Коллинза из кабины командного отсека. Коллинз просит сообщать ему обо всем, что происходит в районе посадки.

Другие объяснения включают в себя рябь, вызванную силой реакции космонавтов, прикоснувшихся к алюминиевому полюсу, который, как показывается, встряхивается в видеоматериале. На любом видеозаписе или фотографии посадок кратер не видно, почти как если бы модуль просто был там размещен. Поверхность Луны покрыта тонкой лунной пылью, и даже это, похоже, не смещается в фотографических доказательствах.

Однако, как и теория флагов, отсутствие кратера ударной волны имеет множество возможных объяснений. Поверхность самой луны - сплошная скала, поэтому взрывной кратер, вероятно, не был бы осуществим в любом случае - таким же образом, что самолет не покидает кратер, когда он прикасается к бетонной взлетно-посадочной полосе.

"Орел" прилунился примерно в четырех милях от заданной цели в юго-западной части Моря Спокойствия. Судя по дальнейшим рассказам космонавтов, посадка была нелегкой.

- Мы опускались прямо на кратер размером с футбольное поле,- докладывал Армстронг через 5 минут после посадки.- Вокруг было много огромных камней. Пришлось перейти на ручное управление, чтобы выбрать другое место для посадки.

На Луне есть только один сильный источник света: Солнце. Поэтому справедливо предположить, что все тени должны проходить параллельно друг другу. Но это было не так во время посадки на луну: видео и фотографии ясно показывают, что тени падают в разных направлениях. Теоретики заговора полагают, что это должно означать наличие нескольких источников света, которые позволяют захватить фотографии посадки на съемочной площадке.

Это объяснение было выведено из окна некоторыми теоретиками; как холмы могут вызывать такие большие угловые различия? На изображении выше тень лунного модуля явно противоречит таковой горных пород на переднем плане почти под углом 45 градусов. Чтобы добраться до Луны, астронавты должны были пройти через так называемый радиационный пояс Ван Аллена. Ремень удерживается на месте магнитным полем Земли и постоянно находится в одном и том же месте. Миссии «Аполлона» на Луну ознаменовали первые попытки транспортировки живых людей через пояс.

Еще несколько минут спустя, глядя в иллюминатор, Олдрин дал первое описание района, в котором сел лунный отсек:

- Вокруг целая коллекция серых камней различной формы. Каких только камней здесь нет!

Стоя у другого иллюминатора, Армстронг продолжил описание района посадки:

- Это сравнительно ровная поверхность с множеством кратеров от 5 до 50 футов в диаметре. Ряд каменных гряд высотой в 20-30 футов. Тысячи маленьких кратеров диаметром в 1-2 фута. Прямо перед нами несколько валов высотой в 2 фута. Вдалеке холм. До него может быть полмили или миля.

Теоретики заговора утверждают, что чистые уровни излучения будут готовить астронавтов на пути к Луне, несмотря на то, что слои алюминия покрывают внутреннюю и внешнюю части космического корабля. После того как фотографии освобождения луны были освобождены, теоретики быстро заметили загадочный объект в отражении шлема космонавта из миссии Аполлона 12. Объект, кажется, висит от веревки или провода, и у него нет причин быть там вообще, что приводит к тому, что это указывает на точечный прожектор, который обычно находится в киностудиях.

Сходство сомнительно, учитывая низкое качество фотографии, но остается загадка, почему что-то приостанавливается в воздухе на Луне. Лунный модуль на других фотографиях, по-видимому, не имеет расширения от него, что соответствует фотографии, поэтому объект все еще остается полностью необъясненным.

По просьбе космонавтов космический центр в Хьюстоне согласился сократить время их отдыха и разрешил им выйти из лунного отсека на поверхность Луны на несколько часов раньше, чем было предусмотрено планом.

Поздно вечером по вашингтонскому времени (в Москве было раннее утро 21 июля) космонавты приступили к разгерметизации кабины. Вместо 15 минут, предусмотренных планом, это заняло больше часа. По радио было слышно, как переговариваются между, собой Армстронг и Олдрин, осматривая и проверяя друг на друге скафандры, гермошлемы и системы жизнеобеспечения, которые помещаются в ранце на их спинах.Наконец слышен голос Армстронга:

Самое маленькое резервное зарядное устройство от Devotec Industries

Медленные движения и скрытые кабели. Что касается впечатляющей высоты скачки космонавта, которую невозможно было бы выполнить в гравитации Земли, были предложены скрытые кабели и провода, которые придавали астронавтам некоторую дополнительную высоту. В некоторых скриншотах можно увидеть контуры предполагаемых скрытых кабелей. На Луне нет облаков, поэтому звезды постоянно видны и значительно ярче, чем мы видим сквозь фильтр земной атмосферы.

Однако некоторые фотографии носят высококачественный характер, но все же звезды не показаны. Конечно, жуткий, учитывая, что вы можете фотографировать звезды с Земли в гораздо более низком качестве и все еще видеть их. Письмо кажется почти совершенно симметричным, что означает, что это вряд ли будет естественным явлением. Было высказано предположение, что скала является просто опорой, а С используется как маркер предполагаемой съемочной группы.

- К выходу на поверхность готов.

Открывается люк кабины, но космонавты не спешат. Им нужно освоиться. Проходит минута, другая.

- Начинаю выход,- докладывает Армстронг.

Олдрин помогает ему на коленях подползти к люку. Космонавт начинает медленный, осторожный спуск по 9-ступенчатой лестнице на поверхность Луны. По пути вниз он открывает еще один люк, в котором хранятся инструменты, целлофановые мешки для лунного грунта, специальная лопаточка для работы на почве и телевизионная камера. Эдвин Олдрин изнутри кабины включает камеру, и на экране телевизора появляется изображение, передававшееся с Луны. В первую минуту трудно что-либо разобрать. Потом мы понимаем, что видим лунную поверхность и лестницу лунной кабины. Изображение не очень четкое, как будто в тумане.

Неожиданно мы видим, как на ступеньку ступает нога человека. Вот вторая нога. Армстронг спускается лицом к кабине. На последней ступени он останавливается и "пробует" почву левой ногой. Вот он уже стоит на лунной поверхности, не отрывая правой руки от лестницы.

Он делает первый шаг, небольшой шаг, осторожный и неуверенный.

Правая рука по-прежнему лежит на лестнице. Но первый шаг сделан. И мы слышим слова космонавта, первые слова человека на Луне:

- Один маленький шаг человека - огромный шаг человечества.

Армстронг отходит от кабины. Движения его напоминают движения водолаза на морском дне. И сам он в своем скафандре похож на водолаза. За ним тянется веревка, которую держит оставшийся в кабине Олдрин. Это на случай неожиданностей.

- Не испытываю затруднения в движениях,- докладывает космонавт.- Здесь даже легче, чем во время тренировок на Земле.

Его первое задание на лунной поверхности после "приобретения уверенности" - взять образец лунной почвы. Он берет ее специальной лопаточкой, мы видим, как он укладывает его в целлофановый мешок и кладет в карман, пришитый выше колена левой ноги. Движения его становятся увереннее и быстрее. Он уходит все дальше и, наконец, исчезает за рамкой телевизионного экрана.

Неожиданно он появляется на экране снова, и зрители на Земле не могут сдержать возгласа удивления: он бежит. Но не так, как бегают на Земле. Так бегают на экране кино, снятые замедленной съемкой. Он берет из люка-кладовки еще один мешочек для образцов почвы и снова уходит за рамку экрана.

Из люка кабины появляется Эдвин Олдрин. Он спускается уверенней, чем его предшественник. И снова зрители изумленно ахают: Олдрин прыгает с последних двух ступенек.

Тут же он поднимается на лестницу и снова прыгает.

Теперь на экране телевизора двое космонавтов. Армстронг дважды подпрыгивает на месте и даже пытается присесть, но скафандр мешает ему.

Олдрин обходит лунную кабину, осматривает ее и докладывает на Землю, что повреждений не нашел.

Армстронг вынимает телевизионную камеру из гнезда в люке-кладовке, относит ее на несколько метров от кабины и устанавливает на треножнике. Теперь мы видим всю лунную кабину, близкий, неровный лунный горизонт. Кругом безжизненная, какая-то рябая пустыня, вся в оспинах-кратерах. Видны большие валуны и каменные гряды, о которых рассказывал Армстронг сразу после посадки.

Несколько часов работали космонавты на поверхности Луны. Они установили лазерно-радарный рефлектор для измерения расстояния между Землей и Луной и изучения неравномерности во вращении Земли. Расстелили лист алюминиевой фольги для обнаружения следов "благородных газов" - гелия, аргона, неона, провели другие научные эксперименты.

Космонавты Нейл Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз с успехом справились с задачами первой половины их миссии. Их мужество вызывает восхищение.

Командир корабля "Аполлон-11" Нейл Армстронг, голубоглазый, с юношеской прической и застенчивой улыбкой, по свидетельству всех, кто знает его, обладает завидным хладнокровием, выдержкой и быстротой реакции.

Этот молчаливый и несколько на вид флегматичный гражданский летчик-испытатель уже дважды за время пребывания в отряде космонавтов успешно выходил, из весьма опасных положений. В марте 1966 года ему удалось предотвратить катастрофу космического корабля "Джеминай-8", которым он командовал. Произошло это во время попытки стыковать корабль с одной из ступеней ракеты-носителя. Полет тогда пришлось прервать, и Армстронг благополучно посадил "Джеминай-8" в водах Тихого океана. В прошлом году Армстронг совершал полет в тренажере. Неожиданно он начал вращаться и падать. Армстронг успел выброситься с парашютом.

Он уроженец маленького городка Вапаконета в штате Огайо (около 7 тысяч жителей). В 16 лет, еще до того, как он научился управлять автомобилем, Нейл Армстронг получил права на управление самолетом. Чтобы иметь возможность платить за обучение в частном аэроклубе 9 долларов в час, Нейл работал рассыльным в аптеке. С тех пор он на всю жизнь связал себя с воздухом, а затем с космосом.

Про Эдвина Олдрина говорят, что его мозг подобен электронно-вычислительной машине. Перед тем, как стать космонавтом, Олдрин успешно закончил известный в США Массачусетский технологический институт и защитил диссертацию, темой которой были вопросы стыковки кораблей в космосе. В ноябре 1966 года он был членом экипажа космического корабля "Джеминай-12", выходил из корабля в открытый космос.

Майкл Коллинз, общительный и веселый человек, тоже не новичок в космосе. Он пилотировал космический корабль "Джеминай-10", который совершил 43 витка вокруг Земли в июле 1966 года. Коллинз должен был лететь вместе с Борманом на "Аполлоне-8" в декабре прошлого года, но заболел и был заменен. Он перенес две серьезные операции позвоночника и благодаря силе воли вернулся в семью космонавтов.

Когда читаешь о них в здешних журналах, видишь кинофильм, сделанный о них, замечаешь, что эти люди очень похожи на советских космонавтов. Они так же просты, общительны. Они так же мужественны и преданы своему делу - завоеванию космоса.

...Сейчас, космонавты отдыхают внутри лунной кабины. Завтра - не менее напряженный день.

Также на последней полосе в «Правде» под заголовком «Первая лунная экспедиция» было опубликовано интервью геохимика А.П. Виноградова корреспонденту газеты.

Кроме того, были напечатаны поздравительные заявления советских официальных лиц, учёных и космонавтов в адрес американцев.

Об освещении лунной высадки в советских СМИ говорил 27 июля 1969 года в эфире «Радио Свобода» Виктор Франк. Он заявил: «"Земляне на Луне". Под таким заголовком "Правда" сообщила в прошлый вторник о блестящем прилунении американских космонавтов. Я думаю, что не одного меня порадовала установка органа ЦК КПСС к достижению американцев. И особенно хорошо то, что редакция "Правды" назвала американских космонавтов "землянами", то есть, представила их не как граждан государства, с которым у Советского Союза, выражаясь мягко, свои особые счеты, а как сограждан по планете Земля. Вряд ли меня можно будет упрекнуть в излишней язвительности, если я выражу предположение, что высадись первыми на Луне не американские, а советские космонавты, то "Правда" вряд ли назвала бы их "землянами"».

Хорошую характеристику советским публикациям о лунной экспедиции дал соратник С.П. Королёва, советский космический конструктор В.П. Мишин в своей брошюре «Почему мы не слетали на Луну?», опубликованной в 1990 году. Он писал, что «успехи США в осуществлении высадки американских астронавтов на поверхность Луны освещались нашими средствами массовой информации явно односторонне и недостаточно. Замалчивая реальные факты, положение дел мы представляли таким образом, будто в СССР работы по пилотируемому полету на Луну не проводились и наши усилия были сосредоточены только на ее исследованиях при помощи автоматических космических аппаратов. Более того, мы даже стали утверждать, что в исследовании Луны можно обойтись только автоматическими аппаратами, что человеку на Луне делать нечего».

16 июля 1969 года три американских астронавта: Нил Армстронг (командир корабля), Майкл Коллинз (пилот основного блока) и Эдвин Олдрин (пилот лунного отсека) - заняли свои места в космическом корабле "Аполлон-11". Перед ними была поставлена главная задача: совершить посадку на Луну и возвратиться на Землю.

И вот наступил долгожданный момент. В 16 часов 32 минуты (все события указаны по московскому времени, которое впереди вашингтонского времени ровно на 7 часов) гигантская ракета-носитель "Сатурн-5" (ее длина 111 м, а стартовая масса около 3000 т), объятая клубами дыма и пламени, оторвалась от пусковой платформы и стала стремительно удаляться, унося с собой трех землян. Им предстояло совершить труднейший полет, равного которому еще не бывало. Еще бы! Цель полета - высадка на Луну!

Через 12 минут после старта "Аполлон" вместе с последней, третьей ступенью ракеты-носителя (масса этого комплекса около 130 т) вышел на околоземную орбиту. Третья ступень "Сатурна" выполняла роль разгонного ракетного блока. С ее помощью скорость "Аполлона" была доведена почти до 11 км/с (38 945 км/ч), и космический корабль направился к Луне. По мере удаления от Земли скорость "Аполлона" уменьшалась: движение тормозило притяжение нашей планеты. И когда "Аполлон" пролетал около Луны, его скорость была немногим больше 2,5 км/с.

Но, как известно, вторая космическая скорость вблизи нашего спутника составляет около 2,4 км/с. Поэтому для выхода на орбиту ИСЛ астронавтам пришлось притормозить свой корабль. После окончания работы тормозного двигателя его скорость относительно Луны составляла 1,6 км/с. А это как раз то, что и требовалось, первая космическая скорость вблизи Луны. Теперь силой лунного притяжения КК надежно удерживался на селеноцентрической орбите со средней высотой около 110 км.

Как же устроен космический корабль "Аполлон"?

Корабль, предназначенный для полетов людей на Луну, состоит из двух самостоятельных состыкованных космических аппаратов - основного блока и лунной кабины. Сам КК, точнее, его основной блок представлен командным отсеком, или отсеком экипажа, и двигательным отсеком. Эти два отсека составляют единое целое от начала полета и почти до его конца. Только при возвращении на Землю перед входом в атмосферу отсек экипажа с астронавтами отделяется от двигательного отсека и завершает полет самостоятельно. Лунная кабина представляет собой пилотируемый космический аппарат, приспособленный для полетов в окололунном пространстве, лишенном атмосферы. Она состоит из посадочной ступени с тормозным ракетным двигателем и взлетной ступени с кабиной для двух астронавтов. Посадочная ступень обеспечивает посадку аппарата на Луну, а взлетная - взлет с ее поверхности и доставку людей обратно на корабль, движущийся вокруг Луны. Общий вес "Аполлона" вместе с лунной кабиной и запасом ракетного топлива достигает 47 т, а длина - 17,7 м.

После того как Нил Армстронг и Эдвин Олдрин перешли из отсека экипажа в лунную кабину (вес лунной кабины 14,7 т, включая топливо; высота - 7 м), последняя была расстыкована с основным блоком. Затем был включен двигатель посадочной ступени и кабина стала приближаться к Луне. А третий член экипажа, Майкл Коллинз, в основном блоке "Аполлона" нес бессменную вахту на окололунной орбите. Он должен был дождаться своих коллег и принять их на корабль, когда те возвратятся с Луны.

Конструкция лунной кабины допускала возможность прилунения в автоматическом режиме. Однако Армстронг еще на Земле решил: когда до Луны останутся последние метры, он перейдет на полуавтоматический режим спуска. Ведь автоматика не знает, как выбирать посадочные площадки, а если к моменту прилунения не будет полностью погашена горизонтальная скорость, то лунная кабина может еще за что-нибудь зацепиться на Луне и опрокинуться. И Армстронг на последнем участке спуска (с высоты 150 м) стал управлять лунной кабиной вручную.

Автоматическая посадка вела кабину прямо в кратер с камнями диаметром до 3 м. Но Армстронг решил не рисковать - тянуть дальше... В это время Хьюстон передал: "Шестьдесят секунд!" Это означало, что горючего у тормозного двигателя "Орла" (позывной лунной кабины) осталось ровно на одну минуту работы. Предельный минимум запаса - 20 секунд. Дойдя до этого предела, Армстронг был обязан прекратить дальнейший спуск (отказаться от посадки на Луну!), запустить стартовый двигатель взлетной ступени и идти на соединение с основным блоком.

Прошло еще секунд десять, а командир почему-то медлил с посадкой... В Центре управления полетом (в Хьюстоне) не знали, что перед Армстронгом встало новое препятствие: струя газов, вытекавшая из сопла работающего двигателя, подняла облако пыли, и Нил не видел решительно ничего! Его пульс достиг 156 ударов в минуту! И когда до критической черты осталось каких-то 10 последних секунд, "Орел" коснулся лунного грунта.

"Есть лунный контакт! - закричал Олдрин. - О"кей! Выключить двигатель". Но Армстронг, находясь в состоянии сильного нервного напряжения, забыл выключить двигатель. И вот раздался взволнованный голос Армстронга: "Хьюстон, говорит База Спокойствия. "Орел" прилунился!"

Это событие произошло 20 июля 1969 года в 23 часа 18 минут (в 16 часов 18 минут по вашингтонскому времени). Прилунение состоялось на юго-западной окраине Моря Спокойствия.

В заботах о посадке все забыли про Коллинза, который в основном блоке продолжал делать витки вокруг Луны. Не без волнения он стал вызывать на связь Хьюстон:
"Хьюстон, вы слышите Колумбию?" ("Колумбия" - позывной основного блока.)
"Мы слышим тебя, Колумбия. Он сел на Базе Спокойствия. "Орел" на Базе Спокойствия".

Коллинз: "Эх, я слышу такую вещь... фантастика!"

После посадки астронавты в течение 3 минут находились в полной готовности совершить аварийный старт с Луны. А так как этого не потребовалось, Армстронг и Олдрин получили разрешение продолжать выполнение программы.

Прежде чем выйти из лунной кабины, астронавты помогли друг другу облачиться в скафандры, проверили их герметичность и работу системы жизнеобеспечения. И только примерно через 6,5 часов после прилунения Армстронг открыл люк лунного отсека и осторожно спустился по трапу. Став на Луну сперва правой, а затем левой ногой, он произнес свою знаменитую фразу:

"Этот маленький шаг одного человека означает гигантский скачок для человечества" .

Итак, 21 июля 1969 года в 5 часов 56 минут 20 секунд по московскому времени, или 20 июля 1969 года в 22 часа 56 минут 20 секунд по вашингтонскому времени, человек впервые ступил на Луну. Астронавт был в специальном защитном скафандре. За спиной - ранец с системой жизнеобеспечения и рация для связи. Подобное снаряжение весит около 80 кг. Но это в условиях земной силы тяжести, а на Луне все предметы в 6 раз легче. Поэтому даже с таким снаряжением астронавт весил неполных 25 кг и во всем теле ощущал удивительную легкость.

Через 19 минут к Армстронгу присоединился Эдвин Олдрин. "Пустынное великолепие!" - такими словами охарактеризовал он лунный пейзаж.

Время прилунения было выбрано так, чтобы Солнце находилось невысоко над горизонтом и температура не так сильно отличалась бы от земной. Сперва астронавты определяли, насколько прочен лунный грунт, и осваивались с непривычной обстановкой, а затем стали ходить удивительно большими шагами. Ослабленная тяжесть заметно облегчала передвижение. Оказалось, что в лунном мире удобнее всего передвигаться "по способу лягушки" - прыжками. Высота прыжков достигала 2 м. Плавные полеты астронавтов напоминали движения, заснятые замедленной киносъемкой.

Астронавты заметили, что на Луне можно гораздо сильнее наклоняться, чем на Земле, в любую сторону без потери равновесия. Во время сбора лунных минералов им было легко опускаться на колени, а затем снова вставать. Они не почувствовали никакой усталости, ни разу не споткнулись и не упали, хотя лунная поверхность была почти везде изрыта метеоритной бомбардировкой.

И все же, несмотря на небольшую силу тяжести, ранец, находившийся за спиной, тянул назад. Чтобы уравновесить это действие, приходилось немного наклоняться вперед - принимать позу "усталой обезьяны".

Сверху поверхность Луны была покрыта каким-то мелкозернистым порошкообразным веществом черного цвета, похожим на измельченный уголь. И поэтому везде, где только ступали астронавты, на лунной поверхности оставались отпечатки четких следов. Толщина рыхлого пылевого слоя не превышала нескольких сантиметров и только на склонах некоторых кратеров была больше. Как заметил Олдрин, в лунном мире по внешнему виду "трудно определить прочность грунта, пока не ступишь на него ногой и не почувствуешь его твердости. Вот почему на Луне нужно ходить очень осторожно".

Отсутствие на Луне атмосферы придавало лунному ландшафту необычную контрастность. Когда астронавт переходил в не освещенную Солнцем сторону лунного отсека, то, находясь в кромешной темноте, он становился "невидимкой". При этом в скафандре с водяным охлаждением хорошо чувствовалось резкое понижение температуры снаружи.

Первая "прогулка" по Луне продолжалась 2,5 часа. Она оказалась менее утомительной, чем предполагали. Астронавты проверили способность передвижения человека по лунной поверхности, собрали 21 кг образцов лунных пород, установили на Луне научные приборы - сейсмометр и лазерный отражатель.

Первые лунопроходцы укрепили на лунной поверхности национальный флаг США и оставили медали с изображением людей, отдавших свою жизнь делу изучения Вселенной: советских - Юрия Гагарина и Владимира Комарова и американских Вирджила Гриссома, Роджера Чаффи и Эдуарда Уайта. Кроме того, на Луну были доставлены миниатюрные флажки 136 государств мира, в том числе флажок Советского Союза и металлическая пластинка с выгравированными на ней словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили ногой на Луну. Июль, год 1969 от Рождества Христова. Мы пришли с миром от всего человечества".

"Находясь на поверхности Луны, - рассказывал Эдвин Олдрин, - мы не ощущали никаких запахов ни в скафандрах, ни в гермошлемах. Вернувшись в кабину и сняв шлемы, мы почувствовали какой-то запах... я уловил отчетливый запах лунного грунта, едкий, как запах пороха. Мы занесли в кабину довольно много лунной пыли на скафандрах, башмаках... Запах ее мы почувствовали сразу".

Первая экспедиция пробыла на Луне около 22 часов. 22 июля в 3 часа 54 минуты был включен двигатель взлетной ступени лунной кабины (ее масса 4,8 т вместе с топливом), и она направилась на встречу с основным блоком. Но если бы "Орел" по какой-то причине не смог взлететь с Луны, гибель двух астронавтов была бы неизбежной. Это был риск, и, как говорили сами астронавты, риск немалый.

Старт с Луны наблюдал с орбиты третий член экипажа Майкл Коллинз: "Для меня самым приятным было видеть, как "Орел" поднимается с поверхности Луны. Это привело меня в сильное возбуждение, так как впервые стало ясно, что мои товарищи справились с задачей. Они сели на Луну и снова взлетели. То был прекрасный лунный день, если только можно говорить о лунных днях".

Операция по сближению и стыковке длилась 3,5 часа. После ее завершения лунные путешественники перешли в командный отсек "Аполлона", а взлетная ступень за ненадобностью была оставлена на орбите. Посадочная ступень лунной кабины, выполнившая роль стартовой площадки, осталась на Луне. 22 июля, находясь по другую сторону Луны (в самом начале седьмого дня пребывания в космосе), астронавты включили маршевый двигатель командного отсека, и корабль "лег на курс" к Земле.

С каждой минутой увеличивая скорость, "Аполлон-11" приближался к месту завершения своего полета. 23 июля в 22 часа 58 минут КК миновал среднюю точку возвратного пути. А, в Тихом океане стоял начеку авианосец "Хорнет", готовый в любое время подобрать путешественников и драгоценный груз лунных пород. Но метеостанции предупредили о сильном шторме в районе приводнения. Поэтому руководители полета решили опустить "Аполлон-11" в другом месте. И авианосец полным ходом устремился к новому месту приводнения.

В четверг, 24 июля "Аполлон-11" со второй космической скоростью подлетел к Земле, обогнул Австралию... Командный отсек корабля отделился от отсека обслуживания. На высоте 130 км командный отсек с экипажем пронесся над островами Гильберта и стал входить в атмосферу, оставляя за собой огненный след, подобный следу болида. Минут через пятнадцать после этого раскрылись три огромных парашюта и отсек со скоростью около 9 м/с опустился на воды Тихого океана в 1530 км к юго-западу от Гавайских островов - в 4,3 км от расчетной точки приводнения и в 22 км от спешившего к нему авианосца. Так 24 июля 1969 года в 19 часов 50 минут (в 12 часов 50 минут по вашингтонскому времени) завершилась первая лунная экспедиция.

Очутившись в воде, отсек с астронавтами повернулся вверх дном и выровнялся лишь после того, как под водой были надуты прикрепленные к нему резиновые мешки. Затем спасательная команда приступила к вылавливанию кабины из воды. На все это ушло 3 часа и 3 минуты.

С помощью вертолета экипаж был доставлен на палубу авианосца. Заиграл военно-морской оркестр, и астронавты, помахав руками, один за другим быстро прошли в блестящий карантинный фургон. В нем люди, их вещи и образцы лунных пород были доставлены в Хьюстон, в лунную приемную лабораторию, где первые покорители Луны в обязательном порядке должны были пройти 18-дневный карантин. Ведь тогда еще всерьез обсуждался вопрос о лунных микроорганизмах. Поэтому были приняты самые строгие меры, чтобы не занести с Луны на Землю какую-нибудь опасную инфекцию. Но все обошлось благополучно. "Лунной болезнью" не заболел никто.