«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!


Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Тест по произведению

«…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью…» – так отзывался о поэме «Мцыри» известный русский критик Белинский. Это произведение Лермонтова считается одним из самых удачных в его творчестве, и любимо не одним поколением читателей. Чтобы глубже понять это произведение, проведем анализ «Мцыри» Лермонтова.

История создания

История создания поэмы уже сама по себе может быть сюжетом для романтического произведения, ведь со своим героем Лермонтов познакомился на Кавказе. Путешествуя в 1837 году по Военно-грузинской дороге, поэт встретил там старого монаха. Он рассказал свою историю жизни: плен, юность в монастыре и частые попытки убежать. Во время одной из таких попыток юноша заблудился в горах и чуть не погиб, после чего решил остаться в монастыре и принять постриг. Заворожено слушал Лермонтов этот рассказ. Ведь еще в 17 лет он мечтал написать поэму о юноше-монахе, и вот его герой стоит перед ним!


Произведение «Мцыри» написано в 1839 г., а уже в следующем году оно было напечатано. Эта поэма стала самой любимой у Лермонтова. Он охотно и с воодушевлением читал ее вслух. Друзья вспоминали, как он читал ее первый раз, «с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны».

Первоначально поэма носила название «Бэри», по-грузински «монах». Затем Лермонтов изменил это название на «Мцыри», тем самым привнеся дополнительный смысл, ведь «мцыри» переводится и как «послушник», и как «чужак».

Тема и идея произведения

Тему «Мцыри» можно определить как рассказ о побеге из монастыря юного послушника. В произведении подробно рассмотрен бунт героя против обыденной жизни в монастыре и последовавшая за ним гибель, а также раскрывается ряд других тем и проблем. Это проблемы свободы и борьбы за свободу, непонимания окружающими, любви к родине и семье.

Пафос поэмы – романтический, здесь звучит поэтизированный призыв к борьбе, идеализируется подвиг.

Идея поэмы неоднозначна. Сначала критики говорили о «Мцыри» как о революционной поэме. Идея ее в таком случае была в том, чтобы всегда, даже в условиях неминуемого поражения, сохранять верность идеалу свободы, не падать духом. Мцыри становится своеобразным идеалом для революционеров: гордый, независимый юноша, отдавший жизнь за свою мечту освободиться. К тому же Мцыри рвется не просто на волю, он хочет вернуться к своему народу и, вполне возможно, сражаться вместе с ним. «Родина бывает только одна» – этот, позднее зачеркнутый, эпиграф к рукописи «Мцыри» вполне отражает отношение автора к проблеме любви к родине и борьбы за ее свободу, поднятой в поэме.

Сам Лермонтов неоднократно говорил о произведении «Мцыри» как о произведении, в котором наиболее полно воплотились его идеи свободы. «Мцыри» становится его итоговым произведением, вобрав в себя и другие произведения с похожими идеями: «Боярин Орша», «Исповедь». Их герои также стремятся из монастыря на свободу, но терпят неудачу. Не закончив этих поэм, Лермонтов использует строки из них в «Мцыри».

Однако в современной критике при анализе поэмы «Мцыри» Лермонтова происходит переосмысление ее идеи. Она теперь рассматривается в более широком, философском смысле. Монастырь при этом служит образом мира как тюрьмы человеческого духа, откуда так просто не выбраться. И убежав, Мцыри не находит счастья: ему некуда возвращаться, а мир природы давно стал ему чужд. Монастырский мир, символизирующий мир светского общества, отравил его. «Узнать, для воли иль тюрьмы / На этот свет родились мы», – вот что важно для Лермонтова, задумывающегося над судьбой своего поколения. И именно в «Мцыри» звучит ответ на упрек «Бородино». Да, нынешнее поколение не герои, не богатыри, но его, как и Мцыри, отравила тюрьма. Любовь к природе, к девушке, желание битвы и удалых забав (эпизод с барсом) – все это не чуждо главному герою. Вырасти он в других условиях, он был бы выдающимся человеком: «Я быть бы мог в краю отцов / Не из последних удальцов». В произведении звучит, с одной стороны, идея сложности борьбы за свободу, а с другой стороны, утверждается любовь к жизни и воле как высшие человеческие ценности.

Жанр произведения, композиция и характер конфликта

Произведение «Мцыри» относится к самому любимому Лермонтовым жанру – поэме. В отличие от лирики, поэма выступает как лиро-эпический жанр, благодаря чему можно характеризовать героя через его действия, создать его образ более детально. Лиризм произведения проявляется в его сюжете: изображение внутренних переживаний Мцыри выносится на передний план. Характер конфликта – романтический, состоит во внутреннем противоречии стремления Мцыри на свободу и его жизни, проведенной в неволе. Легко понять, что образ мыслей героя близок автору. Соответственно, тип повествования в «Мцыри» субъективно-лирический, и произведение можно уверенно назвать романтической поэмой. Имеет поэма и характерные только для нее особенности: большая ее часть написана в форме исповеди. Поэма состоит из 26 глав и имеет кольцевую композицию: действие и начинается, и завершается в монастыре. Кульминационным моментом может быть назван поединок с барсом – именно в эту минуту бунтарский характер Мцыри раскрывается полностью.

Произведение содержит очень небольшое число героев. Это сам Мцыри и его воспитатель-монах, выслушавший исповедь.

Художественные средства

Описание поэмы «Мцыри» будет неполным без рассмотрения художественных средств, использованных в ней. «Мцыри» Лермонтова является одним из наиболее образных произведений и, соответственно, объем использованных средств художественной выразительности очень велик. Это, прежде всего, эпитеты (сумрачные стены, сладостные имена, разгульная юность, пышные поля, темные скалы). Также в поэме огромное количество сравнений (люди вольны, как орлы; она, как червь, во мне жила; обнявшись, будто две сестры; я сам, как зверь, был чужд людей / и полз и прятался, как змей), метафоры (бой закипел, смерть их навеки заживит), олицетворения (дохнули сонные цветы). Все тропы служат одной задаче: помогают создать поэтическую картину окружающего Мцыри мира и подчеркнуть глубину его переживаний, их силу.

Заслуживает внимания и поэтическая организация поэмы. Она написана 4-стопным ямом с исключительно мужской парной рифмой (аабб). Из-за этого стих звучит особенно четко и мужественно, по словам критиков – словно удары меча. Часто используется анафора, не менее часты риторические вопросы и восклицания. Именно они придают поэме запоминающуюся страстность, помогают изобразить Мцыри как активного, страстного, жизнелюбивого героя.

Заключение

Дав подробную характеристику поэмы «Мцыри», мы можем с уверенностью назвать это произведение одним из самых значительных творений Лермонтова, в котором ярко отображен его талант. «Мцыри» послужила вдохновителем для множества картин, а также для композиторов. «Мцыри» – прекрасный, неустаревающий гимн человеческому духу и свободе.

Тест по произведению

В. Г. Белинский: «Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни; но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце... Да, очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия - совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества... Бросая общий взгляд на стихотворения Лермонтова, мы видим в них все силы, все элементы, из которых слагается жизнь и поэзия. В этой глубокой натуре, в этом мощном духе все живет; им все доступно, все понятно; они на все откликаются».

Лермонтов в своем творчестве создает уникальную философскую концепцию одиночества. Одиночество лирического героя не навязано ему миром, но избрано им добровольно как единственно возможное состояние души. Ни дом, ни отчизна не составляют необходимых элементов его существования. Отсюда начинается именно лермонтовская трактовка темы одиночества - изгнания - странничества. В лермонтовском творчестве объединяются темы одиночества и свободы.

Стихотворения Лермонтова о природе характеризуются главным образом соответствием духовной жизни человека («родня с душой») или, наоборот, представляют собой контраст душевному состоянию героя, фон его переживаний - часто общественного характера. Отсюда двухчастное строение пейзажных стихотворений, вторая часть которых представляет собой сравнение и начинается словом «так». Если же прямое сравнение опущено, но сохраняется аллегория или образный символ, то поэт обращается в этом случае к активности читательского восприятия.

«Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Лермонтов ставил задачу проникновения в исторический характер эпохи. В поэме две основные линии. Одна из них связана с темой царя и царского окружения, с темой опричника Кирибеевича. Вторая, демократическая, тема связана с купцом Калашниковым. Колорит эпохи Лермонтов воссоздал на основе песенных образов. Но народна здесь не только форма, народна сама нравственная позиция. По убеждению Лермонтова, русскому человеку свойственно присутствие «ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность уничтожения». Именно с этих позиций народный певец славит в поэме сложную фигуру царя Ивана Грозного.

Завершением традиции русской романтической поэмы явилась поэма Лермонтова «Мцыри». Мцыри - это естественный человек, который сродни природе, особенно в ее бурных проявлениях. Взаперти он вырос не приспособленным к жизни и воле, в чем его трагическая беда, а не вина. Возвращенный в монастырь, Мцыри говорит о счастье «трех блаженных дней». Но это его предсмертное восприятие. На самом деле блаженным после первой грозовой ночи было лишь начало дня, когда Мцыри попал в «божий сад» и увидел грузинку у потока. Еще в начале исповеди Мцыри говорит, что променял бы две жизни «в плену» «за одну, но только полную тревог». Монастырь осознается героем как тюрьма. Монастырю противопоставлена вольная природа, заполняющая собой буквально всю поэму. Она обладает первозданностью, величественна и прекрасна. Развязка поэмы только подразумевается. Мцыри просит перед смертью перенести его в сад; там, среди природы, в виду Кавказа, он рассчитывает на какой-нибудь «привет прощальный» с родины, которой так и не достиг. Мцыри умирает, как барс, достойно проиграв в борьбе, пред лицом «торжествующего врага» - судьбы, и здесь он - личность.

В 30-е годы прошлого века в русской литературе наблюдалось стремление к правдивому исследованию внутреннего мира человеческой души, к психологическому изображению человека. «Герой нашего времени» - первый крупный социально-психологический роман в русской литературе. Задача, которую автор ставил перед собой: рассказать о том, что требует психологического и художественного проникновения в глубины человеческого сознания.

Основная проблема романа «Герой нашего времени» определена М.Ю. Лермонтовым в предисловии: он рисует «современного человека, каким он его понимает», его герой - портрет не одного человека, а «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения».

Печорин, как злой дух, приносит страдания всем, кто встречается на его пути: Бэле и ее близким, семье «честных контрабандистов», Мери, Грушницкому. При этом он является самым строгим судьей самому себе. Он называет себя «нравственным калекой», не раз сравнивает себя с палачом («невольно я разыгрываю жалкую роль палача», «я играл роль топора в руках судьбы»). Никто лучше Печорина не понимает, насколько пуста и бессмысленна его жизнь. Вспоминая перед дуэлью прошедшее, он не может ответить на вопрос: «Зачем я жил? Для какой цели я родился?»

Обаяние личности Печорина - в его остром уме, силе и твердости характера, в нежелании смириться с обстоятельствами, в гордом вызове, брошенном судьбе: «Я люблю сомневаться во всем... я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает». Даже в жалком Грушницком он надеется увидеть пробуждение благородства и совести.

Разочарование и тяжелый груз скептицизма - черта времени. Герцен писал: «Вы

нужденные молчать, сдерживая слезы, мы научились, замыкаясь в себе, вынашивать свои

мысли - и какие мысли!.. То были сомнения, отрицания, мысли, полные ярости».

Окруженный людьми, любящими его, Печорин переживает одиночество и представляется нам не просто героем своего времени, но трагическим героем: «Из жизненной бури я вынес только несколько идей - и ни одного чувства». Интереснее узнать, каков же в Печорине второй человек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Журнале Печорина» раскрывается характер героя как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, его самооценка.

Это роман, но одновременно и цикл повестей с общим главным героем, а иногда и рассказчиком. Роман имеет ряд композиционных особенностей: по ходу повествования несколько раз меняется рассказчик; нарушена хронологическая последовательность событий. Начинается повествование с более поздних событий из жизни Печорина, каким он был во время встречи с рассказчиком. После этого мы узнаем о смерти Печорина. Как раз с этого момента голос предоставляется самому Печорину. На протяжении всего повествования господствует ощущение «тайны души», иногда кажется, что мы близки к «разгадке», но это ожидание нас обманывает.

Завершая свой роман повестью «Фаталист», Лермонтов сопоставляет Печорина с Вуличем. Как и Печорин, герой заключительной части романа - исключительно сильная, волевая натура. Вулич, словно Печорин, готов идти на риск, оба героя склонны размышлять о воле человека и предопределении (роке, фатуме). Но когда Печорин решил испытать судьбу, когда пленил преступного убийцу, он готов прийти к заключению, что победили воля человека, его рассудок и смелость. Этот вывод сомневающийся Печорин не формулирует. Но заключение это вытекает из логики повести. Свобода от фатализма позволяет человеку, в частности Печорину, постоянно действовать, проявлять риск и свою волю. В этом ощущается просветленный финал романа. Человек - единственный творец своей судьбы. Роман завершается жизнеутверждающим призывом к воле действию, решительности человеческого характера.

Выполняем задания формата ЕГЭ

У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада жажды и страданий. Куска лишь хлеба он просил, И взгляд являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.

Какое средство художественной выразительности использует Лермонтов: «бедняк иссохший, чуть живой»?

Как называется разновидность лексики, использованная в стихотворении: «врата, глад»?

Определите характер рифмовки в стихотворении.

В стихотворении поэт сопоставляет образ нищего и отвергнутого возлюбленного. Как называется такой прием?

Во второй и третьей строфах найдите два глагола-синонима, помогающих передать основную мысль стихотворения.

Каков смысл названия стихотворения?

В чем своеобразие лирического героя Лермонтова и кого из русских поэтов можно назвать его творческим преемником?

Разговор наш начался злословием: я стал перебирать присутствующих и отсутствующих наших знакомых, сначала выказывал смешные, а после дурные их стороны. Желчь моя взволновалась. Я начал шутя - и кончил искренней злостью. Сперва это ее забавляло, а потом испугало.

Вы опасный человек! - сказала она мне, - я бы лучше желала попасться в лесу под нож убийцы, чем вам на язычок... Я вас прошу не шутя: когда вам вздумается обо мне говорить дурно, возьмите лучше нож и зарежьте меня, - я думаю, это вам не будет очень трудно.

Разве я похож на убийцу?..

Вы хуже...

Я задумался на минуту и потом сказал, приняв глубоко тронутый вид:

Да, такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки

дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен -

меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня

не ласкал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли. Я говорил правду - мне не верили: я начал обманывать; узнав хорошо свет и пружины общества, я стал искусен в науке жизни и видел, как другие без искусства счастливы, пользуясь даром теми выгодами, которых я так неутомимо добивался. И тогда в груди моей родилось отчаяние - не то отчаяние, которое лечат дулом

пистолета, но холодное, бессильное отчаяние, прикрытое любезностью и добродушной улыб кой.

Я сделался нравственным калекой: одна половина души моей не существовала, она вы

сохла, испарилась, умерла, я ее отрезал и бросил, - тогда как другая шевелилась и жила к

услугам каждого, и этого никто не заметил, потому что никто не знал о существовании погибшей ее половины; но вы теперь во мне разбудили воспоминание о ней, и я вам прочел ее эпитафию. Многим все вообще эпитафии кажутся смешными, но мне нет, особенно когда вспомню о том, что под ними покоится. Впрочем, я не прошу вас разделять мое мнение: если моя выходка вам кажется смешна - пожалуйста, смейтесь: предупреждаю вас, что это меня не огорчит нимало. В эту минуту я встретил ее глаза: в них бегали слезы; рука ее, опираясь на мою, дрожала; щеки пылали; ей было жаль меня! Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце. Во все время прогулки она была рассеянна, ни с кем не кокетничала, - а это великий признак!

М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени»

К какому роду литературы принадлежит «Герой нашего времени?»

Укажите название главы «Героя нашего времени», из которой взят приведенный фрагмент.

От чьего лица ведется повествование в данном фрагменте?

Как называется прием, основанный на резком противопоставлении («добро - зло», «ласкал - оскорбляли», «угрюм - весел» и др.), использованный автором в монологе Печорина?

Укажите номер строки (строки с 1-й по 11-ю), содержание которой указывает на отсутствие искренности в исповеди Печорина. Ответ запишите цифрой.

Как в литературоведении называют разновидность комического, основанную на скрытой, завуалированной насмешке, характерную для самоанализа героя в данном фрагменте?

Как в литературоведении называют средство иносказательной выразительности, использованное автором для передачи чувства героини (строка «Сострадание - чувство, которому покоряются так легко все женщины, впустило свои когти в ее неопытное сердце»)?

Как Лермонтов определяет свою главную художественную задачу в романе «Герой нашего времени»?

Каковы основные способы изображения характера героя в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и кто из русских писателей XIX века продолжил эту традицию?

М.Ю. Лермонтов, «Мцыри»

Меня могила не страшит:

Там, говорят, страданье спит

В холодной вечной тишине;

Но с жизнью жаль расстаться мне.

Я молод, молод... Знал ли ты

Разгульной юности мечты?

Или не знал, или забыл,

Как ненавидел и любил;

Как сердце билося живей

При виде солнца и полей

С высокой башни угловой,

Где воздух свеж и где порой

В глубокой скважине стены,

Дитя неведомой страны

Какое изобразительное средство и с какой целью используется Лермонтовым: «она, как червь, во мне жила», «люди вольны, как орлы», «в снегах, горящих, как алмаз»?

Какое изобразительное средство и с какой целью используется Лермонтовым: «она (страсть) изгрызла душу и сожгла», «объятья каменные их (гор)»?

Как называется прием, который поэт использует в 4-й строфе: «отчизна» - «земля чужая»?

Укажите название изобразительного средства, которое Лермонтов использует в 6-й строфе: «пышные поля», «свежею толпой», «в небе голубом», «тайный ночлег», «белый караван».

Укажите название разновидности рифмы, которую использует Лермонтов в поэме.

Как дальнейшее содержание поэмы подтверждает слова Мцыри: «Я вырос... душой дитя»?

С какой темой, характерной для творчества Лермонтова, связан образ монастыря, изображенный в поэме?

М.Ю. Лермонтов, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Как сходилися, собиралися

Удалые бойцы московские

На Москву-реку, на кулачный бой,

Разгуляться для праздника, потешиться

И приехал царь со дружиною,

Со боярами и опричниками,

И велел растянуть цепь серебряную,

Чистым золотом в кольцах спаянную.

Оцепили место в двадцать пять сажень,

Для охотницкого бою, одиночного.

И велел тогда царь Иван Васильевич

И выходит удалой Кирибеевич,

Царю в пояс молча кланяется,

Скидает с могучих плеч шубу бархатную,

Подпершися в бок рукою правою,

Поправляет другой шапку алую,

Ожидает он себе противника...

Трижды громкий клич прокликали -

Ни один боец и не тронулся,

Лишь стоят да друг друга поталкивают.

И сказал ему Кирибеевич:

«А поведай мне, добрый молодец,

Ты какого роду-племени,

Каким именем прозываешься?

Чтоб знать, по ком панихиду служить,

Чтобы было чем похвастаться».

Отвечает Степан Парамонович:

«А зовут меня Степаном Калашниковым,

А родился я от честного отца,

И жил я по закону господнему:

Не позорил я чужой жены,

Не разбойничал ночью темною,

Не таился от свету небесного...

Собрался со всею силою

И ударил своего ненавистника

Прямо в левый висок со всего плеча.

И опричник молодой застонал слегка,

Закачался, упал замертво;

На холодный снег, будто сосенка,

Будто сосенка во сыром бору

Под смолистый под корень подрубленная,

И, увидев то, царь Иван Васильевич

Прогневался гневом, топнул о землю

И нахмурил брови черные;

Повелел он схватить удалова купца

И привесть его пред лицо свое.

Как в устном народном творчестве называется изобразительное средство, использованное Лермонтовым в поэме: «очи соколиные», «могучие плечи», «добрый молодец»?

Как называется изобразительное средство, которое использовано Лермонтовым в поэме: «заря... разметала кудри золотистые»?

Как называется изобразительное средство: «как роса из-под него кровь закапала», «побледнел, как осенний лист», «повалился, будто сосенка»?

Повалился он на холодный снег,

На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору...

Как называется прием ритмической организации народной песни, воспроизведенный Лермонтовым?

Как называется художественный прием, передающий речь героя «про себя»:

И подумал Степан Парамонович: «Чему быть суждено, то и сбудется; Постою за правду до последнева!»?

Кому и в какой последовательности кланяется перед боем Калашников? Как это характеризует героя?

В каких еще произведениях Лермонтова изображается поединок героев? Кто в них оказывается победителем?

Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе?

Почему, в нарушение хронологии, события, начинающие и заканчивающие роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», происходят в крепости?

Если в конце рабочей тетради есть ответ на вопрос, сверьте с ним свой результат. Если вы ошиблись, подумайте, чем была вызвана ошибка, сформулируйте свои выводы.

Остановимся на самом сложном

Среди критериев оценки вашего развернутого ответа (ограниченного объема или сочинения) есть критерий - «уместное использование теоретико-литературных понятий». Если вы действительно рассуждаете о тексте произведения, анализируете его содержание, композицию, систему образов, изобразительно-выразительные средства, вам не обойтись без литературоведческих терминов. Они появятся в вашей работе непроизвольно, словно «сами по себе». Если это произошло, значит вы действительно проанализировали текст произведения. А вот если вы рассуждали не как профессиональный читатель, а как мастер разбирать житейские коллизии и судить о проблемах «в общем», теоретико-литературные понятия в вашем тексте, естественно, будут отсутствовать. Но следует отметить особо: не надо искусственно включать термины в свой ответ. Проверяющий легко определит это и оценит использование вами терминов как неуместное.

Фильченкова Наталья

Для написания сочинения ученица использовала дополнительный материал. В сочинении много цитат из текста, по пунктам плана сделаны собственные выводы.Образ Мцыри раскрыт полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение

В чём смысл жизни Мцыри?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

План

I . В чём смысл поэмы «Мцыри»?

II. В чём смысл жизни Мцыри?

1).Жизнь Мцыри в монастыре.

А). Какие взгляды монаха Мцыри отвергает?

Б). К чему стремился Мцыри?

В). Почему он называл монастырь тюрьмой?

2).Жизнь Мцыри на воле.

А).Общение с природой.

Б).Воспоминания Мцыри об отцовском доме.

В). Что значит жить для Мцыри?

Г). Встреча с прекрасной грузинкой.

Д). Борьба за жизнь.

Е). В чём трагедия Мцыри?

Ж). Раскаялся ли Мцыри перед смертью в своих

Стремлениях и поступках?

III. Заключение.

1).В.Г.Белинский о Мцыри.

2).Моё отношение к Мцыри.

Поэма М.Ю Лермонтова «Мцыри» направлена против религиозной морали и монашеской неволи. Смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу, самоотверженность, словом, все те качества, которые присущи герою.

Главный герой поэмы – юноша, проживший свои детские годы в неволе. Зовут его Мцыри. На исповеди он спорит с монахом и говорит ему:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Из этих строчек мы видим, насколько велика любовь Мцыри к жизни. Но далее следует:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Можно сделать вывод: все стремления Мцыри были направлены к одной светлой мечте – к свободе, к той прекрасной мечте, ради которой он отдал жизнь. Он спрашивает у старика:

…ты меня от смерти спас –

Зачем? Угрюм и одинок

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах.

Мцыри уверяет старого монаха, что никакими силами нельзя подчинить волю и чувства свободолюбивого горца. Никак нельзя заставить его отречься от мира, который влечёт его к себе своими чудными загадками природы. Жизнь раба для маленького кавказца – всё равно что тюрьма. Он не мог смириться с жестоким пленом, разлукой с родиной, и поэтому им руководила страсть по родной земле, но он никогда не помышлял о мести людям, разлучившим его с родной Грузией. Мечтая о родине, он был одинок среди людей, а это самое страшное для человека, тем более для ребёнка.

И вот, когда Мцыри убегает из монастыря и остаётся наедине с природой, ему кажется, что он понимает голоса птиц, угадывает думы тёмных скал, слышит спор между грудою камней и горным потоком, словом, понимает природу, её чувства. Не найдя единомышленников среди людей, он общается с природой. И ему кажется, что она его понимает. Описывая природу, поэт хочет, чтобы читатель представил себе живописные картины Кавказа.

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Наблюдая прекрасные пейзажи, Мцыри услышал неведомый голос, который говорил ему, что в этих краях находится его родной дом. И постепенно перед ним всё яснее проходили картины детских лет. Он представлял то отца в одежде боевой, то юных сестёр, склонившихся над его колыбелью, то живые картины родного аула. И чем подробнее он представлял себе всё это, тем сильнее нарастало его желание вернуться домой.

Жить для Мцыри – это значит быть свободным и независимым. Он признаётся, что его жизнь без этих трёх дней была бы мрачнее бессильной старости монаха.

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри счастлив, потому что он мог познать счастливые минуты соединения с природой. Мцыри очарован красотой прекрасной грузинки. От всех этих неизведанных чувств он теряет сознание. Очнувшись, юноша видит, как девушка удаляется от ручья, и сравнивает её со стройным тополем. И ещё больше ему захотелось в ту неведомую страну.

В борьбе с барсом Мцыри проявляет мужество и самоотверженность. Ведь он боролся не только за свою жизнь, но и за свою свободу, то есть, за свою мечту. Он открывает в себе такие качества, как находчивость, смекалку, необыкновенную силу горца, доставшуюся ему по наследству. Он уверен в том, что, если бы не рука судьбы, он «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов».

Победив барса, забыв о боли, он идёт навстречу мечте. Но… опять потрясение. Юноша понимает, что потерял направление и вернулся к монастырю. Неужели ради этого он боролся с барсом, ради этого бродил по колючим зарослям? Неужели после того, когда его мечта была почти исполнена, он должен вернуться в монастырь? Когда он услышал звон колоколов, ему показалось, что этот звон выходит у него из груди, как будто кто-то железом ударяет ему в сердце. И тогда герой понял страшную правду: ему на родину не вернуться никогда. Что может быть страшнее этой мысли для Мцыри?

Юноша сравнивает себя с темничным цветком, который пересадили в соседство роз, где он и умер от дневного света. Но даже перед смертью Мцыри просит похоронить его в саду на том месте, откуда виден Кавказ. Мы видим, что в своих мечтах и стремлениях молодой горец не раскаялся и верен своей мечте. Пройдя такой трудный и непосильный путь, Мцыри не хочет изменить свои взгляды. В этом и есть трагедия свободолюбивого юноши: прожив настоящей жизнью три дня на свободе, он снова попадает в монастырь и …умирает, так как не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы.

В.Г.Белинский, рецензируя поэму «Мцыри», отозвался так о её герое: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Меня Мцыри привлёк своим мужеством, смелостью, упорством. В самые трудные моменты своей жизни он не покоряется судьбе и идёт навстречу мечте.

В статье поговорим об анализе “Мцыри”. Это произведение, которое изучается ещё в школе. Оно очень полезно для детей, так как позволяет взглянуть на многие вещи с другой стороны. В статье мы проанализируем историю и постараемся сделать выводы.

История создания

Прежде чем говорить об анализе “Мцыри”, поговорим об истории создания. Замысел у автора появился еще в 1831 году. Тогда 17-летний Лермонтов много думал о судьбе своего знакомого монаха, который томился в монастыре. Также на юного творца повлияли впечатления, которые он получил, побывав на Кавказе и познакомившись с его фольклором. Кстати, впервые там он побывал еще в раннем детстве вместе со своей бабушкой. Путешествуя по дорогам Кавказа, Лермонтов встретил старика.

Тот жил в монастыре и поведал свою историю. Монах рассказал, как в детстве его пленили, и ему пришлось жить в монастыре. Он не раз предпринимал попытки бегства, так как был горцем и хотел вернуться к своей интересной жизни. Однако эти попытки заканчивались провалом, и он возвращался в стены обители. Наконец он сильно заболел, постарел, но уж больно привязался к одному монаху. Таким образом, он решил вести более спокойный образ жизни и свыкнуться со своей судьбой. Лермонтов услышал эту историю и решил запомнить её, только немножко видоизменить.

Заметьте, что на поэме стоит дата - 1839 г. Значит, именно в этом году автор завершил свою работу. Через год она была напечатана. Кстати, черновой вариант назывался «Бэри», что на грузинском языке означает «монах». А вот «мцыри» означает «послушник». Отметим также, что анализ произведения “Мцыри”, который будет представлен ниже, передает не только поверхностную канву истории, но и её глубинный смысл. Тема такой борьбы человека с обстоятельствами является излюбленной у Лермонтова. Он очень ценил это произведение и не раз читал его вслух.

Творческий метод и жанр

Отметим, что жанр поэмы был любимым для Лермонтова. Всего он написал около тридцати поэм, из которых опубликовал лишь три. Эти произведения автора носили сложный характер, часто представляли идеалы героев и лирическое мировоззрение. Таким образом, Лермонтов рисовал психологический портрет личности не просто отдаленно и со стороны, а в самой гуще всех событий. Кстати, не будем забывать, что в 30-х годах главным объектом изображения становился человек, который сталкивается с миром, и возникающие романтические конфликты. Рассматривая все характерные черты описываемой нами поэмы, можно заметить, что в ней тоже есть лирические нотки.

Особенности

Анализ поэмы Лермонтова “Мцыри” показывает настоящее противоречие между суровой действительностью и идеалами. Для этого автор использует символические образы и исповедальное повествование.

Рассмотрим образ самого мцыри. Он обладает цельным характером и романтическими чертами. Благодаря исповеди мы можем понять его внутренний мир и психологию. Отметим, что эпиграф является ключом к пониманию этого произведения. Лермонтов привел фразу из библейской легенды, где сын нарушил запрет отца не принимать пищу до вечера.

Тема

Анализ стихотворения “Мцыри” Лермонтова показывает, что здесь много здравого рассудка и образности. Определения и толкования весьма разнообразны, но все они рациональные. При этом каждое из них выражает некоторую часть замысла Лермонтова.

Мы рассматриваем историю человека, который погибает от жажды жизни в противном ему монастыре. Кстати, в этом произведении Лермонтов выразил свое отношение к войне на Кавказе и судьбе многих молодых людей. Таким образом, мы понимаем, что поэма не просто образная - она напрямую касается современников автора. При этом он очень гармонично соединяет образ Родины и Свободы в единое целое. Главный герой ради своей родной земли готов отказаться от всех благ. Желание покинуть стены монастыря и вырваться на свободу обрекает мученика на одиночество. Ему приходится делать сложный выбор, и он не может примирить в себе два начала. Все темы, которые были затронуты в произведении, так или иначе характеризуют самого М. Лермонтова.

Идея

Анализ стихотворения “Мцыри” показывает, что оно полно бунтарского пафоса. Во всех речах и монологах слышится голос человека, который ощущает собственную силу духа и уверенность. По мнению некоторых критиков, мцыри является идеалом для самого М. Лермонтова.

Однако в современном мире гораздо ярче проявляется философский смысл поэмы, а не бунтарский пафос. Монашеское общество далеко от горца, оно ему чуждо. Именно поэтому ему хочется вернуться в свою культурную среду, которая ему близка, но разорвать узы с монахами не так-то просто. Художественное произведение состоит из борьбы человека за свою волю. Герой готов на всё в борьбе за свободу, свои идеалы и верность, даже если грядет поражение.

Характер конфликта

Анализ произведения “Мцыри” Лермонтова сосредоточен исключительно на романтическом аспекте. Конфликт главного героя и монахов - это не просто история, это глубокая внутренняя проблема. Именно поэтому автор очень часто использует образы ветра, земли, птиц, зверей. Кроме того, даже появляются невидимые силы, которые выражают саму судьбу. Современники автора отмечали, что его герой охвачен какой-то немыслимой силой, страстью, заставляющей действовать против принятых в обществе порядков.

Это очень близкий и характерный для М. Ю. Лермонтова мотив в творчестве, который заключается в борьбе между внутренним миром и жестокой реальностью. Мы наблюдаем, как горец мечтает о свободе, о бегстве, какие планы он строит на будущее. Но трагедия главного героя заключается в том, что он мечется между силой духа и слабостью тела.

Сюжет и композиция

А что еще можно сказать об анализе “Мцыри” Лермонтова? Кратко говоря, в основе лежит романтическая история. Однако образ монастыря вовсе не символизирует протест Лермонтова против веры. Однако автор считал, что для настоящей веры не нужны стены, черные одежды и скудная еда. Для этого достаточно быть человеком и жить, следуя своему сердцу.

Надо заметить, что поэма состоит из 26 глав. В некоторых из них главный герой выступает не только собственно героем, но и рассказчиком.

Максимально раскрывается психология героя в форме исповеди, которая позволяет проникнуться всеми его чувствами. Перед этим идёт небольшое авторское отступление, которое позволяет читателю обратить внимание на исторический фон описываемых событий. Завязка начинается со сцены бегства во время грозы из монастыря. Затем мы наблюдаем схватку с барсом, которая является кульминацией. При этом композиционное построение замкнуто, так как действие начинается и заканчивается в монастыре. Таким образом автор акцентировал внимание на роке судьбы.

Художественное своеобразие

Анализ поэмы “Мцыри” позволяет раскрыть образ героя-бунтаря, который не склонен к полутонам и полумерам. Такие характеры очень глубокие и сложные, они требуют особой психологической проработки. Несмотря на это, личность горца цельная и свободная, он не находится во власти каких-то страхов или мыслей. Но при этом для Лермонтова “Мцыри” был скорее символом, в котором он воплотил свои идеи о том, какой должна быть личность и её путь. Мы наблюдаем за человеком, который при любой возможности готов начать борьбу и защищать свои интересы, даже если в итоге ему достанется всего глоток свободы.

Анализ “Мцыри” Лермонтова позволяет понять, что на самом деле автор и герой очень близки, а эпиграф является откровением автора. Поэма восхищает, так как в ней удивительным образом сочетаются голоса героя и автора, а также прекрасная кавказская природа. Правильному пониманию истории помогают поэтические образы, важнейший из которых - гроза. Она выражает не просто явление природы, а настоящую Божью кару.

Анализ поэмы Лермонтова показывает, что автор с удовольствием использует средства художественной выразительности. Его излюбленным приемом является сравнение. Благодаря ему он подчеркивает образ горца, сравнивая его с тростником или горами. Также благодаря сравнению мы можем понять мечтательность главного героя. Этот художественный прием позволяет прочувствовать, насколько близок он с природой и как далек от мира людей.

Значение

Анализ “Мцыри” был проведён нами для того, чтобы понять, какое значение имеет это произведение. При этом надо сказать, что Лермонтов является крупнейшим представителем не только русского, но и мирового романтизма. Практически все его произведения определяются романтическим пафосом. Он продолжил лучшие традиции предшествующих ему авторов. Свой поэтический талант он максимально раскрыл в поэме “Мцыри”. Анализ произведения позволил нам увидеть, что у самого автора есть высокие идеалы, к которым он стремится. Также отметим, что эта поэма вдохновляла множество поколений творческих людей.

Подводя итоги статьи, хотелось бы сказать о том, что анализ поэмы - интересный, увлекательный процесс, который заставляет задуматься о вечных ценностях и ценности самой личности вне зависимости от обстоятельств. Не каждый человек способен на такую силу духа, и, наверное, приобрести эту способность очень сложно, таким нужно родиться. Однако это всё же несправедливое утверждение, так как иногда жизнь позволяет человеку освободиться от лишнего и проявить свою волю.